Антипов Владимир Михайлович

Дубенок Геннадий Сергеевич

Иванов Валерий Николаевич

Макаров Валентин Николаевич

Мартынов

Моторный Иван Порфирьевич

Ратников Петр Петрович

Семенюк С. (автор)

* * *

Принадлежность:

512 иап

Капитан С. Семенюк 

Полет и бои в паре
// Сталинский сокол 16.10.1942

Полет к цели и воздушный бой в паре дают летчикам-истребителям ряд преимуществ, в силу которых парный строй надо признать наиболее эффективным по сравнению с другими боевыми порядками истребительной авиации и в том числе общепринятым строем звена (из трех самолетов).

Парный строй дает возможность летчику свободно строить свой маневр и в то же время максимально упрощает и ускоряет перестроение, что играет первостепенную роль в любом воздушном бою. Эти преимущества могут быть использованы как каждой отдельной парой, действующей самостоятельно, так и целой группой самолетов, если у них возникает необходимость разбиться на пары.

Опыт показал, что лучше всего располагать самолеты, идущие в паре, по фронту, причем ведомый должен несколько отставать от ведущего. Нужно это для того, чтобы ведущий, слегка повернув голову, мог видеть соседнего летчика, а последний в свою очередь наблюдать за задней полусферой самолета своего командира. Не ограничиваясь наблюдением за товарищем, ведущий обязан также вести детальную ориентировку. Но это вовсе не значит, что ведомый летчик совершенно освобождается от ориентировки. Непрерывно следя за воздухом и прикрывая хвост машины ведущего, ведомый также должен заниматься если не детальной, то общей ориентировкой и всегда знать район, где он находится. Это летчику понадобится, если в силу обстоятельств он будет вынужден итти на цель или возвращаться на свой аэродром уже не в паре, а в одиночку. А к этому каждый ведомый должен быть готов в любую минуту. В пасмурную погоду ведомый обязан особенно внимательно наблюдать за облачностью, так как немцы часто атакуют наши самолеты, нападая из облаков.

Ведущий обязан знать качества своего напарника: как он ведет себя в воздухе, как пилотирует машину и т. д. Когда ведущий и ведомый уже слетались, хорошо изучили привычки друг друга, надо стараться не разбивать такую пару. В нашей части есть несколько слетанных, дружных пар, которые успешно выполняют самые ответственные и сложные задания. Можно назвать такие пары: старший лейтенант Макаров (ведущий) и старший лейтенант Дубенок (ведомый), лейтенант Мартынов и старшина Ратников, капитан Моторный и лейтенант Иванов. Эти товарищи хорошо изучили воздушный «почерк» друг друга, летают смело, уверенно, мастерски проводят воздушные бои. От ведомых во многом зависит исход каждого боя. Они не раз выручали своих ведущих, спасали им жизнь. Однажды в составе двух пар мы вылетели на выполнение боевого задания. При подходе к цели нас встретили 8 «Ме-109». Мы стали в круг, причем ведущим всей группы был я. За мной шел мой ведомый – сержант Антипов, впервые участвовавший в воздушном бою.

Вражеские истребители несколько раз пытались атаковать нас, но, опасаясь сильного огня наших пулеметов, боялись подходить на близкую дистанцию. Очевидно, они вызвали по радио помощь. В районе боя появились еще два «Ме-109». Один из них спикировал в середину круга, намереваюсь разбить его изнутри. Первый удар, видимо, предназначался по моему самолету, как по ведущему (это можно было установить, так как я все время подавал команду покачиванием крыльев). «Мессершмитт» подошел ко мне почти вплотную. Антипов резко повернул к вражескому самолету и почти в упор ударил по немцу из пушек и пулеметов. Сила удара была настолько велика, что немецкий истребитель разлетелся в воздухе на куски. Остальные немецкие машины поспешили ретироваться.

Железный закон для ведомого – никогда, ни при каких обстоятельствах не отрываться от ведущего, всегда сохранять свое место в строю. Если ведомый нарушает это правило, он сам может стать легкой добычей противника, не говоря уже о том тяжелом положении, в какое он ставит своего ведущего. Вспоминается такой случай. В паре с одним сержантом мы дрались с двумя фашистскими истребителями. Мой напарник увлекся боем, погнался за одним из вражеских самолетов. Тот вызвал по радио на помощь еще несколько истребителей, совместно с ними неожиданно атаковал моего напарника и сбил его. В незавидном положении оказался и я, оставшись один. Дело в том, что к моему противнику примкнула еще пара «Мессершмиттов». Мне стоило немало труда отбиться от них и уйти на свою территорию.

Молодой летчик должен помнить, что немецкие истребители, идущие в паре, всегда стараются в первую очередь расколоть наш строй, раз'единить ведущего и ведомого. В одном случае они пользуются для этого чисто провокационными приемами. На такую уловку и попался, в частности, сержант. В другом случае фриц пробует разбить строй силой. В обоих случаях ведомый должен, что бы ни случилось, продолжать прикрывать своего ведущего, предоставляя ему возможность первому атаковать врага. Ведущий, чувствуя, что опасность сзади ему не угрожает, будет действовать решительнее. Тот ведомый, который оставляет ведущего, не достоин звания советского летчика, теряет свою честь.

При действиях парой, как и вообще в любом групповом полете, огромное значение имеет радио. Ведущий и ведомый ни на минуту не должны терять связи между собой. Приведу такой пример. Однажды, находясь в полете, я заметил, что из облаков выскочило звено «Ме-109», пикирующее прямо в хвост моему ведомому. Я тут же передал ему по радио: – Слева «Мессеры».

Ведомый немедленно развернулся влево и прямо в лоб атаковал немецкий истребитель. Фриц был сбит.

Бой парой целиком оправдал себя. Этот боевой строй нужно всячески рекомендовать в наших истребительных авиачастях.

Капитан С. Семенюк.
Район Сталинграда.