Митницкий Яков Давыдович

Черемных Н. (автор)

Инженер-капитан Н. Черемных 

Одноблочный подогрев мотора
// Сталинский сокол 16.10.1942

Метод подготовки мотора к запуску зимой путем одноблочного подогрева должен найти широкое применение в авиационных частях, как наиболее экономный и простой. Сам по себе он не нов и давно применяется при запуске нефтяных двигателей и дизелей. Экспериментальная работа по применению этого метода в авиации была проведена кафедрой технической эксплоатации ВВА им. проф. Жуковского (начальник кафедры инженер-полковник Митницкий Я. Д.).

Запуск авиационных моторов жидкостного охлаждения путем подогрева камер сгорания одного блока может применяться только в том случае, если система охлаждения заполнена антифризом, а маслосистема – маслом, разжиженным бензином.

Для подогрева необходимо иметь: лампу АПЛ-2 или РП-4 и коллектор-распределитель воздуха по блоку. Последний может быть изготовлен в любой мастерской из кровельного железа толщиной 0,5–0,6 мм. Вместо коллектора можно применять распространенный в частях так называемый «саксафон». Подогревать желательно головки блока с главными шатунами, если это невозможно, то блок, к которому имеется более удобный подход.

Продолжительность подогрева равняется температуре воздуха, например при минус 30° подогрев блока мотора М-105 будет длиться 30 минут. Правда, при хорошем пусковом приспособлении время сокращается примерно наполовину. Зато на моторе АМ-35А длительность подогрева при минус 20° будет равна 35 минутам.

По окончании прогрева быстро убирают все устройство и, не закапочивая мотор, запускают его и прогревают систему. В первый момент, в течение 1–2 оборотов работают только цилиндры прогретого блока и лишь после этого будут вспышки в другом ряде цилиндров. После того, как мотор достаточно прогрет, его останавливают, заправляют капот, и самолет готов к выполнению боевого задания.

Метод одноблочного подогрева мотора прост и достаточно надежен. Он не требует дополнительных затрат на изготовление приспособлений. Нужна лишь расторопность технического состава, обслуживающего самолет. Этот метод должен найти широкое применение в действующих авиационных частях.

Инженер-капитан Н. Черемных.