Марков

Дворецкий Георгий Георгиевич (автор)

Г. Дворецкий 

Почему пикировщики бомбят с горизонтального полета
// Сталинский сокол 23.10.1942

Опыт боевых действий наглядно убеждает, что бомбометание с пикирования, по сравнению с горизонтальным, дает исключительно блестящие результаты. Чтобы бить врага наверняка и поражать без промаха его узкие цели, надо бомбить с пикирования.

К сожалению, в Н-ском подразделении пикирующих бомбардировщиков дело обстоит иначе. В большинстве случаев бомбометание производится не с пикирования, а с горизонтального полета.

В чем же дело? Может быть, наши пикирующие самолеты не оправдали своего назначения? Отнюдь нет. Вот как отзывается о них летчик-пикировщик Марков, имеющий большой стаж летной работы на «Пе-2».

– Наши «Пе-2», – заявляет он, – по своей конструкции превосходят немецкие самолеты-пикировщики. Вражеские летчики в большинстве своем бомбят под углом 30–40°. Под углом же в 60–70° они почти не бомбят, нервы у них не выдерживают. Мы же бомбим на свои самолетах под углом 70–80° и чувствуем себя прекрасно. «Пе-2» – замечательная машина. Очень досадно, – добавляет тов. Марков, – что иногда летчикам ставят задачу бомбить на этом прекрасном самолете с горизонтального полета.

Почему же самолеты-пикировщики Н-ского подразделения полностью не используются по своему назначению? Потому, что отдельным экипажам, владеющим методом бомбометания с пикирования, специальных задач не ставили. Об'ясняется это следующим. Чтобы поставить задачу на бомбометание с пикирования, надо экипажу точно указать цель на поле боя. В этом случае штабам необходимо проделать соответствующую работу. Пренебрегая этим, штаб находит более легкий выход из положения – указывает район цели и ставит задачу на бомбометание только с горизонтального полета.

Бомбометание с пикирования доставляет штабу и другое «беспокойство». По-особому должно быть организовано прикрытие пикировщиков истребителями. Короче говоря, полет на бомбометание с пикирования требует тщательной организации, всесторонне продуманного и хорошо разработанного плана со стороны руководителей и исполнителей.

Все это привело к тому, что пикировщики в большинстве случаев бомбили с горизонтального полета.

Командование подразделения до сих пор не обращало должного внимания на тренировку летчиков-пикировщиков. Однако при серьезном отношении к делу и умелой организаций возникающие трудности вполне преодолимы. Подготовляя летчиков-пикировщиков, в первую очередь надо дать им необходимые теоретические знания по технике ввода и вывода из пикирования, прицеливанию и др.

Далее, на полигоне необходимо отработать технику ввода и вывода самолета из пикирования. Сначала нужно проделать это без бомбометания, а потом с бомбометанием, обращая особое внимание на быстроту отыскивания цели и точность прицеливания. Следует упорно добиваться, чтобы пилот пикировал без крена, иначе не будет точного попадания бомбы. Обычно молодые летчики неодинаково закрывают шторки радиатора или неравномерно убирают газ обоих моторов. В том и другом случае машина станет разворачиваться и цель не будет поражена.

Главное внимание должно быть обращено на выдерживание летчиком высчитанного угла пикирования. Если будет задан угол пикирования 70°, а летчик введет машину в пике под углом в 75°, то получится перелет бомбы. Так же строго должна выдерживаться и заданная высота полета.

При подготовке звеньев особое внимание следует уделять вводу звена в пикирование на коротких дистанциях и сбору после выхода из пике, а также отработке техники пикирования с увеличенной дистанции, когда звенья бомбят экипажами по разным об'ектам.

Роль штурмана экипажа бомбардировщика исключительно ответственна. Он обязан быть мастером всех расчетов полета на бомбометание с пикирования. Требуется безукоризненная слетанность летчика и штурмана.

Повседневно готовить летные кадры пикировщиков, тренировать их и полностью использовать по своему назначению – такова задача сегодняшнего дня.

Г. Дворецкий.
Действующая армия.