Гнеев Василий Иванович

Евтеев Михаил Иванович

Пронин

Савушкин Александр Петрович

Жильцов Николай Павлович (автор)

Кузнецов Н. (автор)

* * *

Принадлежность:

7 иак

Подполковник Н. Жильцов; Майор Н. Кузнецов 

Приемы немецких истребителей прикрытия
// Сталинский сокол 23.10.1942

Бомбардировочная авиация противника попрежнему играет большую роль как ударная сипа в операциях наземных войск. Когда части нашего фронта на одном из участков прорвали линию немецкой обороны, враг бросил на поле боя большое количество бомбардировщиков. В иные дни на узком участке фронта было зарегистрировано до 440 самолето-пролетов. Над целью одновременно появлялось до 30–40 немецких самолетов. При этом действия бомбардировщиков прикрывались истребителями. Указанному прикрытию немцы придавали большое значение.

Обычно в район намеченного удара с воздуха перед приходом бомбардировщиков. Противник высылал группу истребителей. Ее задача состояла в том, чтобы сковать наших истребителей и оттянуть их от цели. Но иногда бомбардировщики шли на цель вместе с истребителями.

Теперь же немецкое командование создало более плотное обеспечение бомбардировщиков в виде, «воздушного заслона». Необходимость такого прикрытия была вызвана значительными потерями, которые несли немецкие бомбардировщики от наших истребителей.

В чем состоит сущность воздушного заслона? Истребители противника, прикрывающие действия бомбардировщиков, делятся на две группы. Одна из групп является постоянным патрулем, который барражирует над линией фронта в направлении вероятного подхода наших истребителей. Задача этой группы – встречать наши самолеты до того, как они вышли в район работы немецких бомбардировщиков, связывать боем и не допускать к об'екту, по которому наносится бомбовый удар врага.

Вторая группа прикрытия – истребители, которые непосредственно сопровождают немецких бомбардировщиков. Эти самолеты прикрывают своих бомбардировщиков на маршруте. При подходе к району действия с бомбардировщиками остается 2–4 истребителя. Они обязаны отбить атаки наших истребителей, прорывающихся через заслон. Основная же часть немецких истребителей, примерно 4–6, вырывается вперед в ту зону, где постоянно патрулирует первая группа немецких истребителей, сливается с ней, усиливая ее действия на тот период, пока бомбардировщики выполняют свое задание.

Двойное прикрытие требует большого количества истребителей. С целью экономии сил немцы, по некоторым данным, использовали истребителей непосредственного прикрытая по кольцевому маршруту. Это значит, что истребители сопровождали до цели и прикрывали не одну, а поочередно две или три группы бомбардировщиков.

Первая группа истребителей противника выполняет роль постоянного патруля и обычно в течение всего дня, независимо от того, находятся в воздухе бомбардировщики или нет, двумя-тремя парами «висит» над линией фронта. Пары, как правило, эшелонируются по высоте и ходят в разных участках района бомбометания с выходом на территорию наших войск. Когда приближаются наши истребители, немецкие патрульные истребители стараются держаться со стороны солнца, а при наличии облачности ходят непосредственно в ней, используя для наблюдений разрывы в облаках.

Тактика атак у немцев прежняя. Эта тактика основана на внезапности и маневре по вертикали: пара «Ме-109ф» на высоте ходит по курсу нашего истребителя, затем оба друг за другом пикируют в хвост самолету. После короткой атаки немцы уходят на высоту «свечой».

При появлении одной или нескольких групп наших истребителей постоянный воздушный патруль врага быстро увеличивается, подчас до 12–20 самолетов. Происходит это за счет наращивания сил, находящихся на площадках засад вблизи поля боя.

Плотный истребительный заслон противника создавал определенные трудности для выполнения нашими истребителями своей прямой задачи – борьбы с немецкими бомбардировщиками. Встал вопрос о том, какими методами противодействовать двойному воздушному заслону. Опыт показал, что патрулирование истребителей над полем боя по графику не оправдало себя. Наши патрулирующие истребители выдавали себя в первые же часы работы.

От подобного рода прикрытия наших войск пришлось отказаться. Мы применили иной метод и действовали одновременно двумя солидными группами, способными прикрыть наступательные операции наших наземных войск. Одна из указанных групп являлась ударной, а вторая играла роль сковывающей: она непосредственно прикрывала поле боя. Как правило, в ударную группу выделялись самолеты с более сильным вооружением и менее способные к вертикальному маневру. В группу непосредственного прикрытия назначались самолеты, обладающие хорошей вертикальной скоростью, с таким расчетом, чтобы наносить стремительные, скоротечные удары по истребителям противника. Вторая группа имела задачу отвлекать истребительный заслон немцев на себя и тем самым давать возможность ударной группе бить по бомбардировщикам.

Обе группы выпускались в воздух не по графику. В данном случае мы руководствовались сообщениями ваших постов. Они засекали движение бомбардировщиков противника еще до того, как те подходили к передовым фронтовым аэродромам и соединялись со своим истребительным прикрытием.

Наши истребительные группы вылетали одновременно, но направление полета имели разное. Ударная группа шла в обход флангов заслона – справа или слева, в зависимости от положения солнца по отношению к линии фронта. Указанная группа выходила в тыл поля боя противника с целью встретить бомбардировщиков врага до выхода их на боевой курс.

Прикрывающая или сковывающая группа наших истребителей шла в это время в полосу действий заслона истребителей немцев, имея преимущество в высоте.

Эти тактические элементы дополнялись постоянным руководством воздушными боями по радио, которое осуществлялось с передового оперативного пункта. Все вместе взятое обеспечило успех многих вылетов наших истребителей. Приведем в подтверждение несколько примеров.

Однажды, обойдя немецкий воздушный заслон, который действовал в районе вероятного подхода наших самолетов, ударная группа истребителей под командой капитана Савушкина встретила группу бомбардировщиков. Немецкие бомбовозы были атакованы «ястребками» в тот самый момент, когда собирались бомбить наши боевые порядки. Враг потерял 2 бомбардировщика из пяти; остальные, беспорядочно сбросив бомбы, поспешно ушли на свою территорию. Затем группа истребителей Савушкина, завязала воздушный бой с немецкими истребителями непосредственного прикрытия и заслона, сбила два «Ме-109ф» и без потерь вернулась на свой аэродром.

Ват другой характерный пример успешного взаимодействия наших ударной и сковывающей групп. Сковывающая группа (ведущие гвардии старший лейтенант Евтеев и старший лейтенант Гнеев), придя в район прикрытия своих войск, вступила в бой с истребительным заслоном противника. В это же время наша ударная группа (ведущий капитан Пронин), находившаяся выше, получила с земли сигнал о подходе 12 немецких бомбардировщиков и немедленно сверху атаковала их. Нападение нашей ударной группы было для немцев совершенно неожиданным, вражеские истребители непосредственного прикрытия не успели оказать никакого противодействия и вступили в бой тогда, когда группа немецких бомбардировщиков была уже рассеяна. Истребители заслона начали выходить из боя и двинулись на помощь своим бомбардировщикам. Этим самым они дали возможность нашим истребителям сковывающей группы также произвести атаку немецких бомбардировщиков. В результате боя были сбиты 3 бомбардировщика и 1 истребитель врага.

Подполковник Н. Жильцов.
Майор Н. Кузнецов.
Ленинградский фронт.