Волошин Иван Нестерович

Коробкин Василий Ильич

Куликов Юрий Владимирович

Марковцев Степан Харитонович

Павлов Иван Фомич

Панов Павел Аристархович

Сараули Шалико Иосифович

Шкулепов Алексей Пантелеевич

Мамошин Василий Андреевич (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. шап

Гвардии майор В. Мамошин 

Маневр «ИЛ-2» в строю
// Сталинский сокол 23.10.1942

Сто моих штурмовых налетов на укрепленные узлы, железнодорожные станции, эшелоны, переправы, аэродромы убедили меня в том, что мы еще не всегда целиком используем возможности прекрасного самолета «ИЛ-2». Этим в значительной мере об'ясняются потери, которые несут порой отдельные подразделения при встречах с немецкими истребителями. Между тем, опыт учит нас, что боевые качества «ИЛ-2» позволяют ему не только избегать потерь, но и самому наносить воздушному противнику чувствительный урон.

Практика показала, что неудачи, иногда выпадающие на долю летчика-штурмовика, являются следствием двух причин: первая – слабое взаимодействие с истребителями сопровождения и вторая – недисциплинированность в воздухе.

Враг пользуется малейшей «трещинкой» во взаимодействии штурмовиков и прикрывающих истребителей, прибегает ко всевозможным уловкам, чтобы отвлечь истребителей от штурмовиков. Немцы используют промахи отдельных летчиков, подлавливают малоопытных пилотов, бьют одиночные «ИЛ'ы», стремятся нападать на недостаточно сплоченные группы.

Штурмовик, не желающий быть побитым, жаждущий расправиться с врагом, обязан строго выполнять минимум требований: твердо знать свое место в строю, не отставать от ведущего, умело и вовремя реагировать на его сигналы.

Но требование строго держаться строя отнюдь не означает, что летчик-штурмовик должен отказаться от личной инициативы в бою. Наоборот, искусство подлинного штурмовика в том и заключается, чтобы соблюдать дисциплину строя и сочетать ее с личной инициативой находчивостью и взаимной выручкой. Штурмовик должен смело и решительно вступить в воздушный бой с истребителями, если к этому вынуждает обстановка. Попытка уйти от истребителя на скорости ничего хорошего не даст. «Мессершмитту» нетрудно догнать «ИЛ» и зайти ему в хвост. Зато для ведения боя «ИЛ» обладает рядом преимуществ. Своей маневренностью он не намного уступает немецким «Ме-109» и «Ме-109ф». А его огневая мощь намного превосходит их.

Остановимся на боевых порядках и тактических приемах отражения немецких атак «ИЛ'ами» (в сопровождении истребителей), которые наиболее оправдали себя в нашей практике. Боевые порядки «ИЛ'ов» должны состоять из пар. При этом желательно, чтобы пары были постоянными; ведущий пары должен иметь двустороннюю связь по радио с ведомым и ведущим общей группы. 100–150-метровый интервал в паре обеспечивает хорошее наблюдение за своим соседом и маневр для отражения атаки противника. В общей группе дистанция между самолетами в парах не должна превышать 100 метров, а интервал между парами – 150–200 м.

Подобный порядок позволяет ведущему установить хорошее наблюдение за ведомым, облегчает прикрытие истребителям сопровождения и укрепляет огневое взаимодействие штурмовиков в группе.

Мы пришли к выводу, что нападение истребителей противника над вражеской территорией нужно отражать следующим образом: парировать атаки «ИЛ'ами» как в парах, так и в группах с поддержкой истребителей, сохраняя общий курс выхода на свою территорию. Ведущий обязан при этом держать крейсерскую скорость по выше 270 километров. В зависимости от того, какой фланг подвержен атаке противника, следует дать самолетам выйти вперед и поддержать их огнем ведущей и соседней пары, не допуская разброда, соблюдая компактность в группе. При встрече с немецкими истребителями над своей территорией группа «ИЛ'ов» должна стать в вираж. При этом ведущий дает команду – «вираж влево», или «вираж вправо», делает разворот в сторону противника и по возможности атакует его. В то же время внутренние пары с разворотом становятся в хвост друг другу. Последняя ведомая пара разворачивается и идет фронтом, пока не сомкнётся общий круг группы. На вираже «ИЛ'ы» держат дистантно в 150–200 м. Такой боевой порядок обеспечивает надежную оборону группы «ИЛ'ов» своим огнем. При поддержке истребителей «ИЛ'ы», принявшие этот боевой порядок, становятся неуязвимыми.

Обычно «Мессершмитты» нападают на крайнего ведомого. Опытный летчик капитан Марковцев предлагает в таких случаях, чтобы ведомый увеличил скорость и заманивал истребителя за собой. Ведущий, сбавив скорость, дает возможность ведомому выскочить вперед. Тогда истребитель противника, проходя мимо, подставит себя под огонь ведущего. Такой метод наши летчики называют «уколом» и с успехом применяют его.

При полете шестерки в пеленге без прикрытия замыкающей паре следует маневрировать змейкой. Четверка, сохраняя строй, идет на скорости не свыше 270 километров, а маневрирующая пара за счет увеличения скорости тоже сохраняет строй, не давая возможности истребителям противника произвести внезапную атаку со стороны задней полусферы.

При полете шестерки в строю «клин» обе ведомые пары маневрируют змейкой, идя на повышенной скорости.

Очень важно перед вылетом на штурмовку заранее учесть встречу с «Мессершмиттами», детально разработать возможную схему боя и уточнить с каждым экипажем предстоящие действия. При всех условиях «ИЛ'ы» должны отказаться от пассивного ухода, а активно защищать друг друга, руководствуясь старой русской поговоркой – «Все за одного, один за всех».

Распыление сил, разрозненные действия в воздушном бою приводят к плохим последствиям. Недавно шестерка «ИЛ'ов» одной авиачасти вылетела штурмовать переправу. Подходя к цели, группа разбилась на звенья. Первое звено, не найдя переправы, направилось на запасную цель. Второе звено нашло переправу, отбомбилось и развернулось, чтобы или на свою территорию. В это самое время истребители врага набросились на лишенное компактности первое звено и повредили два самолета. Дело ограничилось вынужденной посадкой. Но этого вполне можно было избежать, если бы шестерка не распылила своих сил, не нарушила строя.

К чести наших летчиков, таких случаев становится все меньше. Все чаще и чаше «Мессершмитты» получают от штурмовиков крепкий отпор. Так, четверка «ИЛ'ов» после штурмового удара по штабу крупного немецкого соединения натолкнулась на восьмерку «Ме-109». Старший сержант Павлов и сержант Куликов смело атаковали немцев и с пикирования расстреляли один «Мессершмитт», который рухнул на землю. Противник имел в этом бою двойное превосходство, но не сумел добиться успеха.

Вот другой случай. Семерка «ИЛ'ов», в составе которой пришлось итти и мне, была атакована пятью «Ме-109». Соблюдая суворовское правило – «Сам погибай, а товарища выручай», летчики Коробкин, Панов, Сараулин, Волошин при каждой атаке «Мессерами» одиночных «ИЛ'ов» бросались на помощь и огнем из пушек и пулеметов отгоняли немцев. «Мессершмитты» ушли ни с чем.

Группа командира Шкулепова над полем боя встретила «Ю-52» в сопровождении семи «Ме-109». Действуя сплоченно и выручая друг друга, штурмовики сбили «Юнкерса», а сами потерь не имели.

В руках опытного, смелого и инициативного летчика «ИЛ-2» может с успехом бить врага не только на земле, но и в воздухе.

Гвардии майор В. Мамошин.
Действующая армия.