Гуров Иван Михайлович

Жидов Георгий Никанорович

Карпов Александр Терентьевич

Неуструев Иван Павлович

Пидтыкан Иван Дмитриевич

Татарчук Алексей Герасимович

Харитонов Петр Тимофеевич

Ерлыкин Евгений Ефимович (автор)

* * *

Принадлежность:

7 иак

Герой Советского Союза полковник Е. Ерлыкин 

Мысли о мастерстве истребителя
// Сталинский сокол 23.10.1942

Современный воздушный бой в очень большой мере отличается от прежнего. Значительно усовершенствованная авиационная техника с громадным диапазоном скоростей, минимальная затрата времени на боевой маневр, мощное вооружение, массовость воздушных боев – все это ставит летчиков-истребителей в совершенно иные условия, чем прежде. Истребительная авиация в этой войне выполняет не только свои основные задачи, но и несет службу разведки, поражает живую силу противника, взаимодействует огнем с другими родами авиации и пр. Стало быть, летчик-истребитель должен быть готов сразиться с противником и уничтожить его при любых условиях. Это выдвигает на первый план вопросы мастерства истребителей.

Ведущее место среди мастеров-истребителей занимают ассы, на работе которых мы и хотим остановиться.

Первый вопрос, который часто вызывает споры, это должен ли асс работать одиночно или в группе. Без сомнения, одиночная работа асса в этой войне неприемлема. Вполне допустима парная свободная охота, причем вторым в паре может быть любой хороший летчик.

Некоторые считают, что асс должен работать только на принципе поиска открытого боя. Это явно неправильно. Все. что может способствовать быстрейшему уничтожению противника – внезапность атаки, хитрость в маневре, – должно быть использовано ассом в каждом боевом полете.

Рассмотрим психологическую сторону работы асса. Расчетливое хладнокровие в бою не должно покидать его до победы. После первых двух-трех атак летчик обязан уже четко представить себе качества противника, особенности его маневра, сделать расчет – на сколько времени затянется бой и каким приемом сбить противника.

Асс не всегда должен быть ведущим группы. Правильнее будет дать ему место в общем боевом порядке, в зрительной и огневой близости от ведущего. Ведущим, как правило, должен быть наиболее зрелый в боевом отношении и тактически грамотный летчик, обладающий большим опытом. Ассы же – это лучшие воздушные бойцы, выдвигающиеся из числа наиболее талантливых летчиков. С ними надо повседневно вести большую воспитательную работу, отшлифовывая их летное мастерство и тактические качества. Долг командира части – проводить подробнее разборы и анализы действий каждого асса. Это необходимо прежде всего для того, чтобы ассы отчетливо понимали свои задачи, которые часто отличаются от задач других летчиков группы даже в одном бою. И, кроме того, подобные разборы предотвращают возможность преждевременного «захваливания» летчика. Бывает ведь, что после 4–5 сбитых самолетов истребителя начинают возносить, ослабляют наблюдение за ним в воздухе, не анализируют его бои, т. е. кончают воспитательную работу. Все это обычно плохо сказывается на росте летчика.

Техника асса, основанная на отличной технике пилотирования, умелом маневре в сочетании с метким огнем на различных скоростях, должна быть насыщена рядом смелых, молниеносных ударов. Отколоть противника от общей массы, моментально поразить его! И в зависимости от хода боя асс то встает в общую группу, то занимает новую выгодную позицию, чтобы неожиданно ворваться в неприятельскую группу, нанести ей неожиданный удар, расстроить ее, дать этим возможность остальным самолетам своей группы добить противника. В этом отношении боевое творчество советского асса должно быть безграничным и в каждом бою проявляться в новых тактических формах.

Многие летчики неправильно думают, что ассом может быть только тот, кто летает на самолете, превосходящем по своим качествам вражеские машины. Правильно ли это? Нет, неправильно. Подлинный мастер может успешно воевать на любом типе самолета. Известный ленинградский асс капитан Татарчук летает на самолете «И-16». Герой Советского Союза капитан Пидтыкан сбил 20 самолетов противника также на этой машине. Столько же побед и у летчика Харитонова, воюющего не на скоростной, а на маневренной машине. Все дело в боевом искусстве, в летном мастерстве.

Для примера можно привести характерные бои наших ассов. Летчики Жидов, Карпов и Гуров встретились с 12 самолетами противника. Как и следовало ожидать, Жидов не прибег к способу активной обороны, а повел бой на уничтожение противника, используя быстроту маневра, хитрость атак в лоб и с тыла. В результате боя пять самолетов противника были сбиты.

Во второй случае майор Трунов, ведя шестерку, навязал бой 14 самолетам противника. Этот бой, основанный на отличной технике пилотирования, в сочетании с прицельным огнем, позволил сбить 4 самолета противника.

Наконец, известный ленинградский асс капитан Неуструев применил маневр, разработанный им накануне на земле. Летчик позволял врагу заходить в хвост машины. На первый взгляд, это рискованный маневр, но расчет Неуструева был настолько точен, что, как только противник заходил в хвост, истребитель мгновенно переводил самолет на прямую, делал молниеносный переворот и мощью лобового огня расстреливал противника. В последнем бою таким маневром Неуструев сбил два вражеских самолета. При этом пилот держался несколько в стороне от общего строя, отвлекая на себя два-три «Мессершмитта» и тем самым облегчая другим летчикам борьбу с истребителями врага.

Кадры советских ассов в грядущих воздушных боях сыграют исключительную роль в борьбе за господство в воздухе, в борьбе за победу над гитлеровскими воздушными разбойниками. Растить и воспитывать ассов – боевая задача всех авиационных подразделений.

Герой Советского Союза полковник Е. Ерлыкин.
Ленинградский фронт.