Павленко Евгений Григорьевич

Ковтун Иван Семенович (автор)

* * *

Принадлежность:

373 апнб

Старший лейтенант И. Ковтун 
// Сталинский сокол 02.10.1943

Ночная разведка

Лётчики нашего подразделения, ведя ночную оперативную разведку в радиусе 50–100 км. от линии фронта, накопили некоторый опыт в этом деле. Им мы и хотим поделиться в настоящей статье.

Основа успеха ночных разведчиков закладывается подготовкой экипажа и материальной части на земле. Опыт показал, что участки, подлежащие разведке, целесообразно закреплять за определёнными экипажами. Это даёт возможность лётчику и штурману детально ориентироваться, знать в своём районе каждый кустик. По карте крупного масштаба лётный состав должен изучить участок и с точки зрения пригодности дорог для передвижения различных родов войск и военных грузов. Особое внимание следует обращать на дефиле (мосты, болота, выемки и т. д.). Кроме того, необходимо изучать места, где противник имеет возможность замаскировать движение и сосредоточение по сторонам дорог, а также демаскирующие признаки в данной местности.

Разведчик должен хорошо запомнить основные дороги в прифронтовой полосе на глубину до 100 километров, так как установлено, что немцы часто производят перегруппировку и отводят свои войска именно по таким дорогам.

Ночным разведчикам надо знать демаскирующие признаки войск противника в темноте, уметь пользоваться осветительными средствами и фотографировать ночью.

Первый вылет рекомендуется производить по строго проложенному маршруту с возможно меньшим количеством изломов. Маршрут следует выбирать с таким расчётом, чтобы он проходил в местах наиболее вероятного движения войск противника и вместе с тем давал возможность экипажу ознакомиться со всем районом разведки. Для большего охвата района последующие вылеты производятся уже с отклонениями.

В лунные ночи при хорошей видимости разведку железных дорог выгоднее всего производить, идя параллельно железнодорожному полотну на расстоянии 500–1.000 метров от него, причем полотно должно быть между самолётом и луной. Такой способ позволяет хорошо видеть пар и дым от паровозов, а также весь состав, который выделяется расширенным в сторону луны прямоугольником. Когда железнодорожное полотно проходит через лес, наблюдение лучше всего вести по вертикали. В этом случае поезд обнаруживается по геометрически правильному расширению полотна. Наличие эшелонов следует уточнять сбрасыванием осветительных бомб и фотографированием.

В тёмную ночь железнодорожный состав можно обнаружить только в движении по дыму и пару. Само полотно, особенно при наличии дымки, просматривается слабо. Железнодорожные станции и раз'езды, сильно прикрытые зенитными средствами, фотографировать лучше всего с маршрута, подходя к цели на планировании. Делать повторные заходы не рекомендуется, так как небольшая высота полёта ночного разведчика (1.000–500 м.) делает самолёт весьма уязвимым. Если в задачу входит только разведка перегонов, то крупные станции следует обходить.

В лунные ночи при хорошей видимости автотранспорт и бронетанковые части двигаются по автострадам, шоссейным и грунтовым дорогам с потушенными фарами. У автомашин и танков горят лишь задние сигнальные лампочки (стоп-сигналы), а в 3–5 км. впереди колонны идёт одна машина с зажженными фарами для контроля за состоянием дороги. В таких условиях заметить автоколонны можно только с небольшой высоты. На шоссе и автостраде танки кажутся тёмно-серыми квадратами, автомашины – немного удлиненными прямоугольниками, артиллерийские орудия – более вытянутыми прямоугольниками.

В тёмные ночи автоколонны и мотомехчасти идут с зажжёнными огнями и обнаруживаются легко. В таких условиях разведчику необходимо держаться в стороне от дороги и ходить с приглушенным мотором. Если с земли замечают разведчика, следует имитировать уход от цели и сделать повторный заход, применив осветительные средства. При этом целесообразнее бросать не одну САБ-15, а две САБ-3, – это даёт большее освещение площади.

Чтобы скрыть своё движение по дорогам, немцы прибегают к различным уловкам. Однажды штурман старший лейтенант Павленко во время ночной разведки заметил на большой грунтовой дороге редкие зажженные фары автомашин. После фотографирования и проявления снимков оказалось, что здесь имеются лишь одиночные автомашины, пущенные немцами для отвода глаз. Колонна же с потушенными фарами шла поблизости на параллельной просёлочной дороге. Автомашины и танки маскируют и путём расстановки их вокруг домов.

Ночной разведчик, как правило, ходит на малых высотах (от 800 до 1.500 метров), а потому часто подвергается обстрелу. Однако противник может вести прицельный огонь лишь в первый момент, а в дальнейшем «слепнет» от вспышек собственных выстрелов и ориентируется только по звуку. Поэтому экипаж прежде всего заходит против ветра и, проходя цель на максимальной скорости, сбрасывает над ней САБ. После этого лётчик немедленно изменяет направление полёта, так как немцы начинают обстреливать светящуюся бомбу, и ведёт самолёт с приглушенным мотором, немедленно выполняя указания штурмана, который наблюдает за системой огня и подаёт команды на довороты в ту или иную сторону.

В лунные ночи при наличии сплошных облаков на высоте 600–1.000 м. самолёт проектируется на облачность, противник легко обнаруживает его и имеет возможность вести прицельный огонь. Поэтому необходимо придерживаться нижней кромки облачности с тем, чтобы при сильном обстреле или попадании самолёта в лучи прожекторов иметь возможность немедленно скрыться в облаках.

Совершая эволюции и доворачивая самолёт в ту или иную сторону до 45° с небольшим скольжением, лётчик может маневрировать по высоте, скорости и направлению. Маневр выхода из лучей определяется количеством прожекторных точек. Если прожектор один, то лучше уходить резким снижением под основание луча, т. е. на прожектор. При наличии большего количества прожекторных точек необходимо избирать маневр в зависимости от их расположения, но всё равно уходить в сторону ближайшего луча, применяя резкое снижение. Целесообразно сбросить несколько САБ ослепляющих прожектористов и зенитчиков. На небольших высотах следует открывать пулемётный огонь по прожекторным и зенитным точкам.

Старший лейтенант И. Ковтун.

Действующая армия.