Иванов Семен

Кузнецов Николай Васильевич

Никитин Александр Васильевич

Савченко Павел Афанасьевич

Циплухин Николай Дмитриевич

Чёрный

Рогов Михаил Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

70 гв. шап

Капитан М. Рогов 
// Сталинский сокол 02.10.1943

Самолет № 5617

Вот уже больше года, как самолёт «Ильюшин-2» с заводским номером 5617 находится в строю. 182 раза он поднимался в воздух, и не было случая, чтобы возвратился с полпути.

На этой машине летали лучшие лётчики гвардейской части – Савченко, Кузнецов, Никитин, Цыплухин и другие. С этой машины они уничтожили в воздухе и на аэродромах 13 немецких самолётов, разбили 2 гитлеровских танка, 76 автомашин, автоцистерн и автобусов с войсками противника, поразили бомбами и снарядами 16 орудий и миномётов, разбили 5 складов с боеприпасами и горючим, вызвали 19 крупных взрывов и очагов пожара.

Не случайно машине 5617 сопутствует боевое счастье. В ней надёжен мотор, безотказны агрегаты, послушны рули. Она легка в пилотировании. И во всём этом большая заслуга гвардии старшины механика Семена Иванова, награждённого медалью «За боевые заслуги».

Как мать за родным ребенком, ухаживает Иванов за своей машиной. 37 раз лётчики приводили самолёт № 5617 израненным. Но сейчас он подобен новому. За 37 ремонтов Иванов сменил на машине разбитый стабилизатор, дважды заменил рули глубины и поворота, поставил 5 новых колёс, четыре раза менял тяги элеронов и руля глубины, тросы руля поворота. Механик заделал в машине более 200 пробоин, заменял консоли, усиливал лонжероны, переклепал узлы соединения.

Но ещё больше труда и упорства вложил Иванов в повседневный уход за машиной.

– В знойные дня на некоторых машинах в цилиндрах под'ёма ссыхались кожаные манжеты, и из-за этого шасси убирались с трудом. На машине Иванова этого не произошло. Летний зной он предвидел в начале мая и тогда же залил манжеты глицерином. Стоят Иванову заметить, что машина рулила в пыли, и он с особой заботой промывает замок ломающегося подкоса шасси – ведь из-за набивающейся пыли замок может не сработать! Дело к дождю – и машина уже покрыта чехлами. Затем механик проворачивает винт на 3–4 оборота, чтобы уберечь цилиндры от коррозии, а когда дождь проходит, он, раскрывая все лючки, сушит машину, её деревянные части.

Как бы трудно ни складывалась обстановка, машина, доверенная Иванову, всегда в строю. Однажды она возвратилась из боевого задания со многими повреждениями. На ремонт требовалось минимум два дня. В эти дни часть штурмовала немецкие позиции на Демянском плацдарме и каждая машина была на счету. Иванов не мог допустить, чтобы его штурмовик не пошёл на очередное задание. Ночью в жестокий мороз вместе с мотористом Чёрным он придумал и изготовил специальную тягу. Утром машина ушла на штурмовку.

В другой раз самолёт № 5617 должен был выйти из строя на несколько дней: предстояло сменить мотор, полностью выработавший ресурс. Но и на этот раз штурмовик, вверенный механику Иванову, не опоздал к очередному боевому вылету: в лютый мороз, в снегопад, ночью за 16 часов Иванов и три его товарища заменили мотор на машине.

Bo-время подготовить самолёт к бою гвардии старшина Иванов считает делом своей чести. Поэтому-то и пришла к нему большая слава.

Капитан М. Рогов.

Действующая армия.