Багров Василий Андреевич

Елисеев Николай Трофимович

Лыков

Сожин Григорий Борисович (автор)

* * *

Принадлежность:

673 шап

Майор Г. Сожин 
// Сталинский сокол 06.10.1943

Расчищают путь на запад

На нашем участке фронта удары противника с воздуха мало эффективны. Наша истребительная авиация, усилившая дежурство в воздухе, как правило, встречает немецких бомбардировщиков на подступах к цели, рассеивает и уничтожает их. В результате завязывающихся воздушных боев противник ежедневно теряет от 10 до 20 самолётов. За один только день немцы потеряли 6 «Ю-87» и 15 истребителей.

Над боевыми порядками наших войск установлен постоянный патруль истребителей, усилено дежурство на аэродромах. В зависимости от обстановки, складывающейся над полем боя, наращиваются силы, объединяется несколько патрулирующих групп в одну. Так достигается господство в воздухе нашей авиации. В результате успешно отражаются воздушные налёты врага.

Если истребительная авиация отражает контратаки противника в воздухе, штурмовая и бомбардировочная – помогает нашим наземным частям отражать танковые контратаки. Отражение контратак требует чрезвычайной мобильности в управлении авиацией, своевременного появления штурмовиков и бомбардировщиков над полем боя.

В один из дней на участок одного нашего наземного соединения противник бросил одновременно 30 танков, намереваясь сильным ударом оттеснить наши части. Но появившиеся одна за другой сильные группы штурмовиков сорвали вражескую контратаку. Они подожгли 10 танков, уничтожили 20 автомашин, несколько артминомётных батарей противника. Контратака противника была сорвана. Наземное командование отметило эффективные действия и помощь, оказанную авиацией в срыве сильной контратаки противника.

Исключительное значение приобретает борьба с подходящими резервами врага. Задача лётчиков бомбардировочной и штурмовой авиации – не допускать их к полю боя, громить железнодорожные эшелоны на путях следования, в местах выгрузки, рассеивать и уничтожать колонны автомашин. Это требует исключительно маневренного использования авиации.

Ha-днях разыгрался бой за одну высоту. Закрепившись здесь, противник держал под интенсивным артобстрелом наши переправы. Штурмовики, действуя мелкими группами и находясь непрерывно над целью, заставили замолчать вражескую артиллерию. Это дало возможность подбросить свежие силы и отвоевать у противника господствующую высоту.

Тем временем большой группой «ИЛ'ов» был нанесен массированный удар по вражеским эшелонам, подошедшим на станции выгрузки. Шестёрка «ИЛ'ов», ведомая старшим лейтенантом Багровым, обнаружила эшелон, подходивший к станции с двумя паровозами. Прежде всего были выведены из строя паровозы. Состав остановился. Сделав два захода, штурмовики основательно потрепали его. Вскоре другой эшелон зажгла девятка капитана Елисеева. 12 «ИЛ'ов», ведомые младшим лейтенантом Лыковым, обнаружили на разгрузке и подняли на воздух ещё один вражеский состав.

Таким образом, действия «ИЛ'ов» дали возможность нашим частям выиграть время, перегруппировать свои силы, не допустить к переднему краю подкрепления противника. Последовавшая наземная атака закончилась успешно. Пехотинцы вслед за высотой заняли важный в тактическом отношении населённый пункт.

Удары штурмовиков были перенацелены на правый фланг, где немцы несколько раз контратаковали наши части. Пехотинцы наводили «ИЛ'ы» на цели трассирующими пулями, чётко обозначили линию боевого соприкосновения с противником и тем самым содействовали эффективным ударам по нему. Обстреляв из пушек и пулеметов разбегавшихся солдат и офицеров врага, «ИЛ'ы» дали возможность нашим частям накопить резервы и развернуться в боевые порядки.

Лётчики оказывают отличную помощь наземным частям в отражении контратак противника. Они чётко взаимодействуют с пехотой.

Майор Г. Сожин.

Действующая армия.