Березуцкий Иван Михайлович

Гарам Михаил Александрович

Детов

Иванов Николай Павлович

Лисица Арсений Зиновьевич

Луцкий Владимир Александрович

Максименко Алексей Иосифович

Суханов Александр Николаевич

Уцын Александр Николаевич

Федотов Андрей Андреевич

Холодов Иван Михайлович

Числов Александр Михайлович

Шульженко Николай Николаевич

Ухов Валентин Петрович (автор)

* * *

Принадлежность:

32, 63, 137 гв. иап

Полковник В. Ухов 
// Сталинский сокол 06.10.1943

Заметки о тактике наших истребителей

Патрулирование над полем боя – ответственная задача истребителя. Однако некоторые наши лётчики относятся к этому делу несерьёзно, чем, конечно, пользуется враг. Не успеет такой лётчик дойти до песта патрулирования, как истребители противника встречают его и сковывают боем. Бывает и так: наши истребители ещё не пришли в район патрулирования, а о их полёте уже известно вражеским бомбардировщикам.

Могут возразить, что в воздухе из-за угла не ударишь. Здесь балок и перелесков нет, спрятаться, дескать, негде. Так ли это, однако? Балок и перелесков в воздухе действительно нет, но зато немало других способов маскировки, которыми пренебрегать нельзя. Надо умело использовать солнце и облачность, обходный маневр и скрытность подхода к району патрулирования. Интересно в этом отношении сопоставить действия двух групп.

Два ведущих, майор Лисица и гвардии подполковник Иванов, получили одну и ту же задачу – прикрывать наземные войска на поле боя, однако разрешили её по-разному.

Майор Лисица – лётчик с хорошей техникой пилотирования, но с небольшим боевым опытом – достал карту, проложил прямую линию от аэродрома до назначенного места и в срок вылетел. Над районом патрулирования была кучевая облачность с разрывами, которую истребители обычно называют «предательской». Высота её достигала 500 метров. Солнце находилось на западе и слепило глаза. Майору перед вылетом доложили о погоде, но никакого вывода из этого он не сделал.

Что же получилось в результате? Но успел еще лётчик подойти к месту патрулирования, как сверху из облаков на него навалилась группа истребителей противника. Имея преимущество в высоте, она навязала ему воздушный бой. В итого Лисица вернулся на аэродром один, а его группа возвращалась четвёрками, парами. Произошло это потому, что вражеские истребители знали вероятный путь подхода наших самолётов и, спрятавшись под нижнюю кромку облаков, ожидали их. Майор Лисица, пренебрегший методами скрытого подхода к месту патрулирования, попался на эту удочку.

Гвардии подполковник Иванов – грамотный и опытный истребитель, прошедший двухлетнюю школу войны. Хорошо зная тактику противника, он поступил иначе. Выяснив метеообстановку и учтя опыт прошлых вылетов, он не пошёл по прямой, а совершил обходный маневр. Набрав значительную высоту, истребитель подошёл к заданному пункту со стороны, откуда враг не ожидал его. Иванов принял правильное решение и добился преимущества над противником. Солнце не только не мешало ему, – оно скрыло его от взора врага. Благодаря этому противник не заметил Иванова, а наш лётчик видел его хорошо. Обнаружив бомбардировщиков ещё до того, как они подошли к цели, лётчики группы Иванова неожиданно обрушились на немцев. Они заставили врага уйти с поля боя.

Нужно учесть, что истребителей, барражирующих над полем боя, видит и наземный противник. Он предупреждает своих бомбардировщиков, вызывает истребителей. Поэтому наши истребители должны избрать такое место для патрулирования, откуда были бы хорошо видно противника, а ему трудно заметить наши патрули. Это обеспечивает возможность в любую минуту, как только враг появится над нолем боя, неожиданно напасть на него.

Иванов так и поступил. Он отошёл в сторону, где расположена наземная станция наведения. Это было удобное место. Отсюда он смог быстро выйти навстречу врагу и внезапно атаковать его.

Ведущий Иванов разделил свою группу на четвёрки и, эшелонировав их по высоте, поставил каждой конкретную задачу. Когда к полю боя подошли одновременно вражеские истребители и бомбардировщики, он во всеоружии встретил и тех и других.

Одна четвёрка вступила в бой с истребителями, а вторая не подпустила к району патрулирования вражеских бомбардировщиков.

Нашим самолётам пора было уходить: кончилось горючее. В это время командир заметил, что на земле противник начал менять позиции самоходных пушек и пехоты.

– В атаку! – скомандовал по радио Иванов.

Последовал стремительный удар наших истребителей по врагу. Они поливали огнём гитлеровцев.

Группа Иванова вернулась с поля боя с блестящей победой.

Истребитель должен воспитываться в духе разумной инициативы. Воздушная обстановка изменчива. Всего на земле не учтёшь и обо всём не предупредишь лётчика. Командир обязан поставить задачу, а как лучше выполнить ее, истребители должны подумать и решить сами в зависимости от создавшихся условий.

Весьма ответственная роль принадлежит ведущему группы. Он должен быть инициативным, волевым командиром, уметь быстро ориентироваться в молниеносно меняющейся обстановке воздушного боя и координировать действия всей группы. Однако наши ведущие часто имеют тенденцию первыми броситься в бой, забывая при этом, что фактически они оставляют группу без управления. Такая тактика неправильна. Ведущий – мозг группы. Он руководит боем и должен находиться там, откуда ему удобнее командовать. Точное место его нахождения указать нельзя – оно диктуется воздушной обстановкой. Но опыт подсказывает, что командир обычно должен быть выше ведомых. Находясь выше, он может в любое время занять выгодное положение и успешно управлять боем. Его пара является как бы резервом в бою.

Отличным ведущим группы является Герой Советского Союза гвардии майор Федотов. Придя к месту патрулирования, он сразу же связывается с наземной станцией наведения, умело оценивает воздушную обстановку, быстро находит врага и бьёт его наверняка. Когда восьмёрка «Лавочкин-5» встретилась с сорока вражескими бомбардировщиками, шедшими в сопровождении истребителей, Федотов приказал четвёрке Березуцкого связать боем «Фокке-Вульфов», а сам во главе своей четвёрки врезался в строй бомбардировщиков, две машины сбил, а остальные разогнал, не дав бомбить свои войска.

Если мы выше подчеркнули значение ведущего группы, то сейчас следует сказать о ведущем пары. Но обособленно о нём говорил, нельзя. Он воюет вместе с ведомым. Сила пары – в слаженности, в умелом взаимодействии. Ведущий обычно идёт в атаку, ведомый поддерживает его. Когда нужно, ведущий может всё внимание сосредоточить на противнике, ведомый его надёжно прикроет.

Ударной силой в паре является ведущий. Исходя из этого, некоторые считают, что ведомый – пассивная фигура. Это не только неправильная, это вредная мысль. Обеспечивая свободу действий своего ведущего, ведомый и сам должен быть нападающим бойцом. Разница между ведущим и ведомым состоит в том, что ведомый атакует тогда, когда надо защитить командира и когда последний приказывает ему атаковать врага.

Орловско-брянская операция показала, что у нас выросли замечательные пары и смелые водители групп. Мы с гордостью называем имена героев Брянска и Орла – Холодова, Детова, Числова, Луцкого, Гарама, Максименко, Уцына, Березуцкого, Шульженко, Суханова и многих других. Но нам нельзя успокаиваться на достигнутом. Необходимо постоянно воспитывать командиров и лётчиков, укреплять группу и пару, вооружать их всем многообразием тактических приёмов, подсказанных богатым опытом отечественной войны.

Полковник В. Ухов.