Передовая статья
// Сталинский сокол 13.10.1943

Бомбометание с пикирования

При бомбометании с пикирования достигается более высокая точность поражения целей, особенно узких и точечных, как мосты, плотины, артиллерия на огневых позициях, отдельные сооружения промышленных предприятий, железнодорожные эшелоны, командные пункты, узлы связи и т. д. Этот способ бомбометания более экономичен. Чисто он требует в два-три раза меньше самолётов для выполнения той же задачи, чем бомбометание с горизонтального полёта.

Отечественная авиапромышленность дала нам замечательную машину «Петляков-2». Эта отличная конструкция специально создана для бомбометания с пикирования. На «Пе-2» имеются новейшие приборы для производства расчётов на бомбометание с пикирования. Самолёт оборудован особым приспособлением воздушного торможения. Имеется специальный автомат для вывода машины из пикирования.

Но не все лётчики умеют в полной мере использовать выдающиеся качества самолёта «Петляков-2». На пикирующем бомбардировщике некоторые воздушные бойцы часто бомбят с горизонтального полёта. Недооценка бомбометания с пикирования наблюдается и в тех частях, которые прошли специальную подготовку, имеют в своём составе вполне подготовленные для пикирования по только одиночные экипажи, но и звенья, эскадрильи. Это особенно касается части тов. Добыша. Здесь некоторые лётчики в своё время овладели методом пикировавши. Но им не ставят постоянной задачи – бомбить с пикирования. Не имея боевой практики в этом деле, лётчики могут постепенно потерять свои навыки, и в результате труд, затраченный на подготовку экипажей, пойдет насмарку. Кое-где даже стали снимать с «Пе-2» приспособления (тормозные решётки, автомат), необходимые, для бомбометания с пикирования.

Слов нет, бомбометание с пикирования сложнее обычного. Оно связано с быстрым перемещением самолётов в воздухе и требует от лётного состава мастерства в технике пилотирования, отваги, самообладания и выносливости. Лётчик-пикировщик должен уметь быстро принять решение в трудных условиях полёта. Организовать боевой вылет пикирующих бомбардировщиков значительно сложнее, нежели выслать группу самолётов для поражения цели с горизонтального полёта. Зато и эффект получается совершенно иной. Стало быть, пренебрежение к этому эффективному методу бомбометания недопустимо. Надо пресекать косность в этом деле, привычку работать по-старинке. Большие и малые авиационные командиры обязаны вникать в требования современной войны.

Несколько эффективен этот способ, показывает боевая практика лётчиков части тов. Чучева, о чем подробно рассказывается сегодня на страницах нашей газеты. Систематически и настойчиво тренируясь, экипажи здесь научились отлично владеть машиной, добились точности прицеливания и меткости бомбометания. Бомбометание с пикирования в этой части применяется во всех боевых вылетах, если позволяет метеообстановка. Пикирование звеном здесь стало повседневным приёмом.

Действуя с пикирования по войскам на поле боя, железнодорожным узлам и аэродромам противника, часть Чучева нанесла исключительно тяжёлый урон немцам. Замечательный опыт летчиков тов. Чучева должен служить примером для всех бомбардировочных частей и соединений военно-воздушных сил Красной Армии.

В ходе боевых действий оправдали себя следующие элементы бомбометания с пикирования: высота ввода в пикирование – 2.500–3.000 метров, высота вывода в режим горизонтального полёта – 1.000–1.200 метров, угол пикирования – 60°. Боевой порядок подхода к цели в зависимости от её размеров и характера ПВО следует применять в пеленге звеньев или в колонне звеньев. Пикировать на цель звеньями с последующим сбором в девятки.

Практика показала, что при бомбометании с пикирования следует видоизменять тактические приёмы истребительных групп прикрытия. Наилучшим методом прикрытия пикировщиков считается, когда одна группа истребителей находится выше боевого порядка пикировщиков, а другая пикирует на дистанции 400–600 метров с – углом 25–30° совместно с бомбардировщиками.

При ударе нескольких групп по одной цели (4–6 девяток) необходимо практиковать обман ПВО противника чередованием бомбометания групп с пикирования и горизонтального полёта. Кроме того, чтобы избежать потерь от истребителей противника, необходимо особое внимание обратить на то, чтобы звенья перед пикированием и при выходе держали заданные дистанции и не растягивались.

«Петляков-2» – незаменимая машина для пикирования, особенно в тех случаях, когда требуется поразить узкие и точечные цели. Необходимо сделать всё, чтобы этот самолёт использовался в полной мере как пикировщик. Надо решительно пресекать недооценку бомбометания с пикирования. Лётчикам следует привить любовь к этому виду боевой работы, организуя в широком масштабе тренировку. Этому надо ещё более настойчиво учить молодых лётчиков также в школах.

Всем авиационным командирам и лётчикам нужно всегда помнить, что бомбометание с пикирования – наиболее аффективный способ поражения и уничтожения небольших по размерам, но важных целей.