Бобров Леонид Николаевич

Болысов Алексей Иванович

Майков Николай Иванович

Белый Федор Дмитриевич (автор)

* * *

Принадлежность:

134 гв. бап

Подполковник Ф. Белый 
// Сталинский сокол 13.10.1943

Пикирование звеном

Пикирование звеном применяется для поражения узких и точечных целей в том случае, когда одиночный самолёт не может обеспечить этого поражения. Массированный и одновременный удар звона пикировщиков подобен залповому огню пехоты, который несёт наибольший урон врагу. Если бомбы ведущего упадут вне цели, то бомбы ведомых поразят её. Это положение подтверждается практическими действиями нашего подразделения.

Пикирование звеном имеет и то преимущество перед пикированием одиночных самолётов, что ведущими звеньев, по сигналу которых сбрасывают бомбы ведомые, как правило, назначаются лётчики и штурманы, имеющие лучшую подготовку как в технике пилотирования, так и в бомбометании. Это приводит к более полному поражению цели.

Третье преимущество пикирования звеньями состоит в том, что в случае воздушного боя с истребителями противника пикировщики могут отражать атаки врага сосредоточенным огнём бортового оружия. Действия одиночными экипажами вынуждают выделять большое количество истребителей сопровождения для защиты самолётов в момент ввода и вывода из пикирования. Сбор одиночных пикировщиков в группу подчас затруднён, особенно в сложных метеорологических условиях. Отсюда как следствие молено сделать вывод, что наиболее эффективен метод пикирования звеном.

Однако в прошлом групповое бомбометание с пикирования вызывало возражения. Противники этого метода ссылались на то, что пикирующие звенья будут служить мишенью для прицельного огня вражеских зенитчиков и понесут большие потери. Можно ли согласиться с этим? Нет. Практика боевой работы показала обратное. Если ЗА противника встречает нас огнём до пикирования, то в момент пикирования, как правило, этот огонь бывает подавлен или сводится до минимума в результате бомбового залпа «Пе-2» и огня носовых пулемётов. Следует отметить, что стрельба с пикирующих самолётов действует деморализующе на зенитчиков противника.

В момент вывода из пикирования и выхода в линию горизонтального полёта самолёт обладает большой скоростью, и хотя ЗА противника открывает огонь, все разрывы остаются далеко позади. А когда скорость погашается и самолёт переходит на горизонтальный полёт, он уже находится вне досягаемости огня вражеских зенитчиков. В подтверждение этого положения можно привести тот факт, что за всё время бомбометания с пикирования в составе звеньев у нас нет ни одной потери самолётов от ЗА противника.

Тактические приёмы пикировщиков при атаке цели исходят и основном из тех же принципов, что и при бомбометании с горизонтального полёта. Внезапность атаки достигается хитростью (например, подход к атакуемому об'екту не по прямой, а под углом). При заходе на цель со стороны солнца лётчики не только получают возможность атаковать внезапно, но и метают зенитной артиллерии противника, вести прицельный огонь.

Если одни и тот же об'ект подвергается систематическому воздействию, метод атаки звеньями должен изменяться как по направлению заходов, так и по высоте. При этом высоту следует изменять в сторону уменьшения. Это помешает зенитчикам противника пристреляться.

При выходе на цель и после вывода из пике нужно добиваться исключительно компактного строя. Когда группа быстро собирается после вывода из пикирования, она неприступна для вражеских истребителей. Так, например, был случай, когда группа «Me-109», имея численное превосходство, связала боем наших истребителей прикрытия, а частью сил пыталась атаковать бомбардировщиков после их выхода из пикирования. Но благодаря быстрому сбору пикирующих звеньев все атаки врага были отбиты мощным огнём экипажей. В результате воздушного боя пикировщики сбили 3 «Ме-109».

Примером эффективного бомбометания звеньями может служить удар по крупному железнодорожному узлу. Здесь было замечено большое скопление эшелонов с войсками и боевой техникой, сосредоточившихся в двух местах. Несколько эшелонов находилось в центральной части станции, а другие – в 250–300 метрах, на запасных путях. Густая сеть станционных путей расходилась в разных направлениях. Она также являлась об'ектом бомбардировки для закупорки движения на важном участке.

Для удара была выделена группа пикировщиков в составе двух девяток, между которыми распределены участки действий. Внутри каждой девятки в свою очередь цели распределялись между звеньями. Ведущий группы (он же ведущий первой девятки) должен был нанести удар по основной группе эшелонов. Первое звено поражало головную часть составов, второе – середину и третье – хвостовую часть.

Самолёты шли под прикрытием истребителей в боевом порядке клин. За 15–20 километров до цели группа пикировщиков по команде ведущего перестроилась в колонну звеньев. На боевом курсе звенья держали дистанцию 250 метров. С высоты 3.000 метров под углом 60° начался ввод звеньев в пике на заранее распределённые цели. Бомбы сбрасывались с высоты 1.800 м., вывод из пикирования совершался на высоте 1.100 м. Ведомые сбрасывали бомбы «по ведущему» с интервалом в 0,25 сек.

Благодаря точному выходу на цель и слётанности звеньев удар по железнодорожному узлу был нанесен с исключительной меткостью. Все бомбы разорвались в расположении эшелонов. Противнику был нанесен колоссальный ущерб.

Такими же эффективными оказались удары пикирующих звеньев нашего подразделения по другому крупному железнодорожному узлу, на котором были разбиты и повреждены сотни вагонов. После этого налёта немцы были вынуждены прекратить движение на всем участке.

При выборе боевого порядка для пикирования звеньями следует учитывать характер цели, метеорологические условия и противодействие противника. При бомбардировке крупных железнодорожных об'ектов, прикрытых сильной ЗА, целесообразнее производить пикирование с разворота. Девятка перестраивается перед выходом на боевой курс в пеленг звеньев, подходит к началу боевого пути под углом 60–90°, делает разворот, после чего с заданной высоты переходит в пикирование по звеньям. В этом случае требуется отличная слётанность, ибо при изменении боевого порядка звеньев на развороте нужно обеспечить безопасность полёта и не мешать друг другу в начале ввода в пикирование.

На бомбометание с пикирования по опорным пунктам девятки идут в колонне звеньев и после выхода на боевой курс расходятся по заранее распределённым целям для одновременного удара по врагу. При этом заходить целесообразнее вдоль длины опорного пункта.

Следует отметить частую ошибку молодых ведомых, которые, пользуясь расчётными таблицами одиночного пикировщика, не учитывают особенностей пикирования группой. А эта особенность состоит в том, что ввод в пике требуется более плавный, чем при действиях одиночного самолёта. Для предупреждения этой ошибки необходимо брать поправку на рефлекс запаздывания летчика + 2–5° к расчётному углу начала ввода в пикирование, взятому из таблицы.

Трудно в небольшой статье осветить все тактические особенности пикирования звеньями. Это вопрос новый, требующий уточнения в ходе боевой практики. Пример наших лучших ведущих звеньев – старшего лейтенанта Боброва, лейтенантов Майкова, Болысова и других – свидетельствует о том, что при правильной организации боевого вылета эффективность удара с пикирования в составе звена может быть наивысшей. Не останавливаясь на достигнутом, мы и впредь будем совершенствовать этот метод использования бомбардировщика.

Подполковник Ф. Белый.