Зайцев Николай Сергеевич

Новиков Александр Алексеевич

Полбин Иван Семенович

Тюриков Степан Павлович

Сожин Григорий Борисович (автор)

* * *

Принадлежность:

321, 780 и 854 бап

Майор Г. Сожин 
// Сталинский сокол 20.10.1943

Оборона немцев взломана юго-восточнее Кременчуга

Двое суток готовились бомбардировщики в этому полёту. Технический состав с особенной тщательностью проверял материальную часть. Десятки машин привозили на аэродромы горючее и боеприпасы.

И вот наступил этот день. Одиннадцать девяток «Петляковых» и 56 прикрывающих их истребителей повёл прославленный лётчик Герой Советского Союза кавалер пяти орденов гвардии полковник Иван Полбин. Его подразделения возглавляли опытные лётчики гвардии майор Тюриков, подполковник Зайцев, Новиков и многие другие. Взламывать оборону противника на западном берегу Днепра вылетели герои боев за Белгород, Харьков, Полтаву, Кременчуг.

99 пикирующих бомбардировщиков общей колонной девяток легли на курс. Дистанция от ведущей машины до крайнего ведомого равнялась почти 2 км. Эта армада должна была вслед за артиллерийской подготовкой нанести сокрушительный бомбовый удар по боевым порядкам вражески войск.

Когда бомбардировщики уже подходили к цели, погода неожиданно изменилась. Облачность достигла 10 баллов, видимость – 2–3 км., высота облачности снизилась до 600 метров.

В этих неблагоприятных метеорологических условиях действовать такой многочисленной группой было исключительно трудно.

Полбин, однако, решил пробиваться вперёд, к цели. Над облаками нельзя было итти: бомбы, сброшенные вслепую, могли поразить наши войска. Командир решил нанести удар из-под кромки облачности с высоты 500 метров.

Полбин шел на большой риск. В боевой практике еще не было случая, чтобы 100 пикирующих бомбардировщиков появлялись над врагом на высоте 600 метров, в зоне огня всех видов пехотного оружия. И то, что бомбовый удар этой массы самолётов был исключительно точен, а все самолёты, за исключением одного бомбардировщика, сделавшею вынужденную посадку на нашей территории, вернулись на аэродромы, свидетельствует о незаурядном мастерства лётчиков и штурманов, участвовавших в операции.

Облачность, затрудняя полёт, давала в то же время и некоторые выгоды. Она позволила бомбардировщикам подойти на максимально близкое расстояние, совершенно неожиданно для противника. Высота, с которой производилось бомбометание, была опасной для пикировщиков, но немцы не успели во-время открыть огня. А когда бомбы и ливень пулемётных очередей, словно густой дождь, посыпались на них, им было уже не до стрельбы по самолётам. Фугасные и осколочные бомбы превратили доты и дзоты, окопы и огневые точки, склады и живую силу врага в сплошное месиво.

В 10.40 утра, когда бомбардировщики развернулись на обратный курс, над полем боя появились десятки штурмовиков. Затем вместе с лавиной танков в атаку ринулись пехотинцы.

Линия немецкой обороны была прорвана по фронту на десятки километров в глубину. Враг отходит на запад.

Майор Г. Сожин.