Полбин Иван Семенович (автор)

Герой Советского Союза гвардии полковник И. Полбин 
// Сталинский сокол 23.10.1943

Массированный удар

При прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника большие задачи возлагаются на бомбардировочную авиацию. Чтобы проложить путь наземным войскам, авиация начинает свои действия с крупного, массированного удара по переднему краю вражеской обороны. Такой удар, как правило, об'единяется с артиллерийским наступлением, благодаря чему создаются все предпосылки для решительной атаки пехоты. Иначе говоря, массированный удар авиации и артиллерии должен взломать линию вражеской обороны, нанести врагу урон в живой силе и технике, нарушить связь, деморализовать противника и прижать его к земле.

Организация массированного удара – сложная и ответственная задача. Она требует серьёзной и тщательной подготовки. Командир авиационного соединения, знал район или направление главного удара наземных войск, совместно с общевойсковым начальником заранее намечает об'екты переднего края, которые необходимо подвергнуть воздействию с воздуха. При этом определяются два основных района, или две полосы действия. Первая охватывает цели на глубине 2–4 км. от линии боевого соприкосновения войск. Основные цели в этой полосе – артиллерийско-минометные позиции противника, на уничтожение и подавление которых посылается наряд самолётов, состоящий из 40–60 бомбардировщиков. Другая линия целей, находящаяся в непосредственной близости от своих войск, охватывает очаги сопротивления и высоты, превращенные противником в опорные пункты. Состав эшелона бомбардировщиков, действующего здесь, – 45–72 самолёта.

Практическое осуществление массированного удара с воздуха в каждом отдельном случае зависит от обстановки, создавшейся на том или ином участке фронта. На протяжении операции Белгород–Харьков и во время дальнейшего наступательного движения наземных войск, вплоть до выхода их на правый берег Днепра, наше соединение осуществило несколько массированных уларов.

При взламывании обороны противника в районе Белгорода удар нашей авиации был концентрированным. Его наносили одновременно всем составом наряда самолётов по обеим полосам района. Свыше 150 бомбардировщиков двумя группами подвергали вражеские об'екты бомбовому воздействию.

Если при первом вылете было встречено чрезвычайно сильное зенитное противодействие противника, то при повторном его уже почти не чувствовалось. В результате того, что зенитный и артиллерийский огонь противника был подавлен, укрепления разрушены, наземные части после непродолжительного боя овладели этим районом и продвинулись далеко вперёд. Мощный бомбовый удар по узлам сопротивления противника на северной окраине Белгорода полностью парализовал огневую систему немцев. Пользуясь этим, наши дивизии ворвались в город.

Большой эффективностью отличался и другой массированный удар, нанесенный противнику на участке Белгород–Пушкарная. В нём принимало участие сравнительно небольшое число самолетов. Бомбовая зарядка, как правило, состояла из ФАБ среднего калибра. Экипажи, действовавшие с горизонтального полёта по артиллерийско-миномётным позициям, брали к тому же и осколочные бомбы. При первом появлении над об'ектом экипажи сбрасывали третью часть бомбового груза, разворачивались и уходили на свою территорию, затем вновь появлялись и сбрасывали бомбы и, наконец, шли на третий заход, бомбардируя и штурмуя противника. Таким образом создавалась замкнутая цепочка самолётов (круг), действовавшая над полем боя длительное время. Когда бомбардировщики одной части успевали освободиться полностью от своей нагрузки, над целью появлялись самолёты из другого подразделения, находившиеся на подходе. С точки зрения морального воздействия на противника этот метод исключительно эффективен. У врага создается впечатление, будто бомбит огромное количество самолётов.

Практика боевых действий показала, что при нанесении массированного удара наиболее оправдывает себя обработка заданных целей с пикирования в строю звеньев и девяток. Реже мы применяем метод одиночного пикирования самолётов. Оп необходим при атаках узких целей: опорных пунктов, высот, насыщенных огневыми; средствами, и т. д. Обычно с горизонтального полёта наши лётчики бомбят только площадные цели. Удар по об'ектам противника, находящимся в непосредственной близости от наших войск, производится, как правило, с пикирования несколькими заходами (от 2 до 4).

О том, насколько важны инициатива и находчивость, умение принимать правильное решение в любой обстановке, свидетельствуют наши последние массированные удары при взламывании обороны противника на правом берегу Днепра. Операция была тщательно разработана и подготовлена. Казалось бы, всё предусмотрено. Свыше 100 «Пе-2» должны были девятками с пикирования обработать указанную цель. Они уже поднялись в воздух. Но при подходе к цели резво изменилась погода. Нас встретили низкая облачность и дымка. Создалась угроза, что задуманная операция будет сорвана, и только инициатива и решительность командира группы предостерегли от этого. Он приказал бомбить с горизонтального полёта из-под кромки облачности. С высоты 500–600 метров лётчики и штурманы точными бомбовыми залпами накрыли цель.

Вскоре после возвращения самолётов на аэродромы стали поступать отзывы командиров наземных частей, в интересах которых наносился этот массированный удар. Он был исключительно эффективным, и благодаря этому задача была выполнена.

При нанесении массированного удара следует тщательно продумывать способы борьбы с вражеской ЗА. Установив по данным наземной и воздушной разведки, в какой степени противник насытил зенитными средствами участок, который будет подвергаться массированному удару, мы в каждой девятке самолётов выделяем специальные экипажи для подавления зенитных средств. Лётчикам, на которых возложена эта задача, предоставляется полная инициатива в выборе цели и её атаке. Такой метод борьбы с вражеской ЗА приносит отличные результаты и даёт возможность успешно отбомбиться всему эшелону бомбардировщиков.

Организуя массированный налёт, следует иметь в виду необходимость нанесения повторного удара за счёт резерва бомбардировщиков, имеющегося у командира соединения. Бомбардировщики резерва нацеливаются на те опорные пункты противника, которые ещё не подавлены и оказывают сопротивление нашей пехоте.

Большое значение мы придаём истребительному сопровождению. Все вылеты, как правило, совершались под надежным прикрытием. Вопросы взаимодействия истребителей и бомбардировщиков (сбор, порядок прикрытия на маршруте и при действиях с пикирования или горизонтального полёта, уход от цели и т. д.) решали командиры бомбардировочного и истребительного соединений. Для лучшей организации взаимодействия ведущие бомбардировочных групп лично встречались с командирами истребительных частей и уточняли вес детали предстоящего вылета.

Во время массированного удара, кроме группы непосредственного сопровождения бомбардировщиков, значительный наряд истребителей прикрывает поле боя. Патрулируя над наземными войсками, эти истребители в случае необходимости переходят на усиление непосредственного прикрытия «Пе-2». Ведущий патрулирующей группы знает время и место, где будет наноситься массированный удар. А командир истребительного соединения со своего пункта наведения управляет барражирующими самолётами и направляет их туда, где их присутствие наиболее важно в данное время.

Массированный удар авиации требует исключительно точного по времени появления самолётов над целью согласно заранее разработанной плановой таблице взаимодействия всех родов авиации, принимающих участие в этой операции. Следует иметь в виду, что плановая таблица составляется с учётом начала атаки наземных частей и малейшее опоздание бомбардировщиков может привести к тому, что удару подвергнутся своп же войска.

Герой Советского Союза гвардии полковник И. Полбин.