Герб Владимир Фридрихович

Железных Анатолий Иванович

Дурнов Иван Дмитриевич (автор)

* * *

Принадлежность:

570 шап

Подполковник И. Дурнов 
// Сталинский сокол 23.10.1943

По отходящим вражеским войскам

После того как прорвана оборонительная полоса противника, войска его начинают отходить. Наряду с этим подтягиваются резервы к промежуточным рубежам. Все дороги в полосе отхода необычайно оживляются. На них появляется много автоколонн с войсками и грузами, которые скапливаются на переправах, гатях, у разбитого полотна железной дороги. На железнодорожных станциях происходят усиленная погрузка и выгрузка. Такую картину мы наблюдали при взятии Спас-Деменска, Ельни, Рославля, Смоленска.

В этих условиях открывается широкое поле деятельности для нашей авиации.

При развитии успеха наших войск на Рославльском направлении в августе этого года противник начал усиленные переброски по железной дороге Рославль – Киров. Он пытался организовать контрудар по левому флангу наших наступающих частей. На одну станцию непрерывно прибывали эшелоны, выгружались боеприпасы и войска. 19 августа авиаразведка зафиксировала 7 эшелонов на станционных путях. Мы нанесли по этой станции массированный бомбардировочный удар трех девяток «Пе-2» под прикрытием истребителей. Фотоконтроль отметил 4 разбитых и сгоревших эшелона противника и взрывы боеприпасов. Наземные войска сообщили, что пожар и взрывы продолжались всю ночь. Станция вышла из строя на несколько дней.

Последующие действия штурмовиков по грунтовым дорогам этого района окончательно подорвали силы противника, сорвали готовящийся контрудар и дали возможностъ нашим войскам успешно развивать дальнейшее наступление.

Особо важную роль удары авиации приобретают, когда арьергардам противника удается «зацепиться» за какой-нибудь промежуточный оборонительный рубеж. Здесь немцы стремятся задержать наступление наших войск, чтобы дать возможность оторваться своим главным силам или подтянуть резервы. Советская авиация старалась во что бы то ни стало сорвать замыслы противника. Она непрерывно вела разведку дорог, уничтожая отходящие войска, не допуская резервы противника к полю боя.

После спас-деменской операции противник задержал наше наступление на одном промежуточном оборонительном рубеже, используя водную преграду. Штурмовики наносили последовательные эшелонированные удары по отходящим войскам противника на дорогах Каменец, Кузьминичи, Коханы, Шуи, Березовка, Рыльники, не давая уйти войскам и вывести военное имущество в направлении Рославля. Последующими ударами по вражеским узлам сопротивления авиация помогла пехоте отбросить немцев с этого рубежа. 30 августа 12 штурмовиков под прикрытием 8 «Ла-5» во главе с капитаном Герб и старшим лейтенантом Железных обнаружили на опушке леса до батальона пехоты и артиллерии, а на дороге – автоколонну с пехотой и танки. Перестроив звенья в правый пеленг и планируя под углом 20 градусов, летчики атаковали скопление пехоты и артиллерии, а затем автоколонну и танки. Сделав два захода, штурмовики уничтожили 4 танка и 10 автомашин с пехотой.

Большое значение имеют удары по переправам. Наши штурмовики сейчас не упускают случая бить противника на переправах, разрушать мосты. Ночная легкобомбарднровочная авиация непрерывным бомбометанием по наиболее важным дорогам и переправам дезорганизует движение противника, уничтожает отходящие войска.

В плохую осеннюю погоду штурмовики большими группами действовать не могут. В таких условиях лучше выпускать в полет одиночные, хорошо подготовленные экипажи «охотников». Наши штурмовики-«охотники» не ждут данных разведки. Они сами выискивают цели на дорогах и атакуют их. Вылетая на главнейшие дороги, они внезапно нападают на колонны пехоты, автомашин, ж.-д. эшелоны, паровозы, дезорганизуя движение и уничтожая подвижной состав. «Охотники»-истребители атакуют одиночные легковые автомашины, на которых обычно ездят работники штабов и представители командования, а также машины связи. Хотя действия «охотников» не являются для нас основным методом воздействия на коммуникации противника, однако они играют существенную роль.

Опыт спас-деменской, рославльской и смоленской операций показал, что при отступлении противника значительную часть имеющейся штурмовой авиации следует переключать на преследование и уничтожение отходящих вражеских войск на дорогах и переправах. Бомбардировщикам в этот период необходимо разрушать ж.-д. станции и уничтожать эшелоны на перегонах и станциях.

Подполковник И. Дурнов.