Дорофеев Александр Ефимович

Зайкин Виктор Алексеевич

Осадчев

Чичнев

Шаров

Калайда Тимофей Петрович (автор)

* * *

Принадлежность:

807 шап

Майор Т. Калайда 
// Сталинский сокол 27.10.1943

Опыт работы технического состава

В период наступления Красной Армии в значительной степени увеличивается боевая нагрузка на каждый действующий самолет, особенно штурмовой авиации. Обеспечение безотказной работы материальной части и быстрый ввод в строй поврежденных самолетов целиком зависят от качества и интенсивности работы инженерно-технического состава.

За два месяца активных боев в нашем полку сделано свыше тысячи самолето-вылетов на штурмовку. За это время мы не имели ни одной вынужденной посадки из-за неисправности материальной части.

Такого положения мы добились благодаря строжайшему выполнению наставлений и инструкций по эксплоатации и тщательному контролю за подготовкой самолетов к боевому вылету. Особое внимание мы обратили на повышение роли техников звена. Если раньше техник звена мало отвечал за подготовку самолетов и большую часть времени тратил на поиски запасных частей, доставку баллонов со сжатым воздухом к т. д., то теперь он занимается исключительно контролем и проверкой готовности самолетов к боевому вылету. Это мероприятие повысило авторитет техника звена и в значительной степени улучшило качество подготовки материальной части.

Грамотно эксплоатировать свою машину стало в полку законом. Молодые летчики сдают зачеты по знанию материальной части и правилам эксплоатации ее в воздухе. Проверка этих знаний происходит также на послеполетных разборах. Когда младший лейтенант Рыжиков совершил вынужденную посадку из-за неправильного перевода винта с малого на большой шаг на большом поддуве, то этот случай, был разобран со всеми летчиками и техниками. Инженер полка дополнительно провел специальное занятие по эксплоатации в воздухе винтомоторной группы самолета.

Технический состав полка в порядке боевой учебы систематически тренируется в производстве скоростного ремонта и регламентных работ. Так, например, были организованы показательная с'емка и установка мотора М-38 в полевых условиях. Вся работа была проделана в течение семи часов.

На всех машинах по очереди мы, не дожидаясь предельной выработки установленных часов для данного агрегата, производим осмотры и замену в зависимости от износа тех или иных деталей. Профилактические осмотры предупреждают возможные аварии и поломки. Так, на одном из самолетов во время посадки на аэродром с неровным покровом отошла рама. Техническому составу было приказано проверить исправность такой рамы и на других машинах. Как-то во время профилактического осмотра на самолете была обнаружена лопнувшая пружина клапанов газораспределения. Сейчас же на всех остальных самолетах проверили состояние клапанов и устранили замеченные дефекты.

Механики самолетов всегда внимательно выслушивают замечания летчиков о том, как работали мотор и приборы в воздухе. После боевого вылета механик старшина Дорофеев узнал от летчика Чичнева о перебоях в работе мотора. Осмотрев его, механик обнаружил начало разрушения малой конической шестерни газораспределения. Деталь своевременно была заменена, что предупредило вынужденную посадку самолета.

Быстрая и качественная подготовка самолетов к вылету во многом зависит от расстановки сил технического состава. У нас заведено так, что во время повторных вылетов технический состав распределяется в зависимости от количества вылетающих групп. Если в воздух выпускаются шестерки или четверки, эшелонированные по времени, то весь технический состав помогает механикам очередной группы. Если вылет производится одновременно всеми самолетами, технический состав работает по-экипажно. Механик, быстрее других закончивший подготовку своего самолета, считает долгом притти на помощь товарищу.

Взаимная помощь в работе стала обычаем среди летно-технического состава нашего полка. Это дает возможность бесперебойно обеспечивать 4–6 и более боевых вылетов в день.

Послеполетный осмотр самолетов производится с особой тщательностью, хотя времени на это отводилось мало − от 15 до 20 минут. Техник звена дублирует работу механика, осматривая каждую машину. Результат осмотра он записывает в рабочую тетрадь, делая отметку о готовности материальной части. Принимая самолет от механика, летчик прежде всего смотрит отметку техника звена, после чего сам осматривает самолет. Это улучшает контроль и повышает ответственность за подготовку и сбережение самолета техническим составом.

Ежедневно в конце рабочего дня в эскадрилье производится технический разбор. Старший техник подразделения подводит итоги, оценивая качество работы каждого звена, и отмечает отличившихся товарищей.

Раз в неделю производятся технические разборы в полковом масштабе, где обобщается опыт работы за неделю. На полковых технических разборах, как правило, присутствуют командир эскадрильи и командир полка. Недавно на одном из таких еженедельных разборов командир полка вручил награды за образцовую работу по подготовке самолетов к боевому вылету группе сержантского состава.

Любовь к своему самолету, бережное отношение к боевой технике − основное в работе летного и технического состава. У нас все борются за продление жизни самолета. Так, например, на самолете, обслуживаемом младшим техником-лейтенантом Зайкиным, два мотора М-38 полностью выработали установленное время работы в воздухе. Между тем самолет продолжает безотказно действовать и выполнять боевые задания. Тов. Зайкин за отличную подготовку и обслуживание машин дважды награжден орденами Советского Союза.

Отлично работает материальная часть самолетов, которые обслуживают младший сержант Шаров, Осадчев и другие.

Сейчас весь технический состав готовит самолеты к зимней эксплоатации. Мы рассчитываем зимой, как и летом, обеспечить стопроцентный вылет машин на выполнение заданий командования по разгрому немецких захватчиков.

Майор Т. Калайда.
Действующая армия.