Болотов Василий Гаврилович

Косенков Семен Петрович

Куприянов Александр Васильевич

Мокроусов Никита Поликарпович

Немятый Иван Порфирьевич

Новоселов

Нырков Иван Филиппович

Романов

Толстиков Олег Викторович (автор)

* * *

Принадлежность:

47 сад

Полковник О. Толстиков 

Штурмовики против танков
// Сталинский сокол 02.11.1941

Не допустить коварного врага к Москве, уничтожать его танковые колонны и живую силу на дальних подступах к Москве, содействовать наземным частям Красной Армии – вот основная задача, которая была поставлена перед нами.

Весь личный состав части был мобилизован на отличное решение этой задачи. Люди – верные патриоты нашей родины – не считались со временем, не щадили жизни, чтобы отбросить врага от Москвы. Большинство летчиков делало по 3—4 боевых вылета в день.

Плохая погода не являлась препятствием для боевой работы. И разведка и штурмовка колонн противника производились и в так называемую «нелетную погоду». Но несколько изменялась в такие дни тактика полетов. Приходилось отказываться от массовых налетов и заменить их полетами отдельными, лучшими экипажами части, До звена. Результат полетов в туман, дождь, снегопад был неплохой. Летчики доставляли точные сведения о противнике, громили его мотомехчасти.

В один из таких дней на разведку вылетел лейтенант Купреянов. Сквозь дымку тумана он заметил два транспортных немецких самолета «Ю-52», подвозивших горючее для своих подвижных частей. Купреянов снизился насколько было возможно. Атаковал один вражеский самолет на взлете, а потом зажег второй на земле. Задание было выполнено.

Немцы несут большие потери. Так, за последнее время (с 14 по 30 октября) летчиками только одной нашей части уничтожено и выведено из строя 215 танков, 3 танкетки, 595 автомашин, 19 цистерн с горючим, один оклад боеприпасов, 25 огневых точек зенитной артиллерии, 5 орудий, 2700 человек пехоты и много различной техники, подбрасываемой ими к фронту. Эти потери заставляют прибегать немцев к разным уловкам, менять «на ходу» свою тактику. Но наши летчики разгадали все эти хитрости и попрежнему громят вражеские колонны на подходах к линии фронта.

На усиление немецкой колонны зенитной артиллерией и самолетами сопровождения мы ответили внезапными ударами штурмовиков, действующих под прикрытием истребителей.

Группа капитана Романова получила задание штурмовать колонны танков. Штурмовики вылетели под прикрытием истребителей. При подходе к цели самолеты разбились по звеньям. У самой цели истребители провели стремительную атаку на зенитные огневые точки противника. После этой подготовки на колонну с курсом в 45 градусов к ней вышли штурмовики. Одно ведущее звено атаковало голову колонны, второе звено атаковало Центр и третье звено ударило в хвост колонны.

Не помогло немцам и применяемое ими за последнее время расчленение колонны. Каждое ее звено было атаковало по отдельности нашими штурмовиками. В результате этой операции было уничтожено 10 танков, 9 автомашин, взорваны цистерны с горючим, расстреляно 100 человек пехоты. Вся группа капитала Романова вернулась благополучно на свой аэродром. несмотря на сильную защиту колонны противника зенитной артиллерией, над уничтожением которой поработали сопровождающие штурмовиков истребители.

Неожиданность, внезапность обеспечивают успех операции. А для этого необходим точный расчет времени. Например, одна из колонн была обнаружена в пункте Б. Подсчитав время, потраченное на обратный путь разведчика, время, потребное на продвижение штурмовиков, получили данные, показавшие, на какое расстояние может продвинуться колонна. Штурмовики были посланы не в пункт Б., а в пункт С, где по расчету, должна быть колонна. Выйдя скрытно к С., наши самолеты обнаружили противника и уничтожили много его подвижного состава. Точный расчет по «средней точке движения» необходим при вылетах на штурмовку.

Днем немцы часто прячутся в лесах, тщательно маскируясь. Острый глаз, наблюдательность в этих случаях крайне необходимы разведчику. Вот один из эпизодов, который иллюстрирует это. Группа самолетов во главе со старшим лейтенантом Мокроусовым шла над лесом. По еле заметным признакам (небольшой дымок, мотоциклист, выскочивший на опушку и опять скрывшийся в лесу) было установлено, что там скопилось много пехоты и автомашин. Лес был соответствующим образом «обработан». Вслед за первой группой самолетов вышла вторая, которую вел лейтенант Косенков. Новый шквал бомб и огня обрушили на еще не оправившегося противника. Как удалось впоследствии установить, часть была деморализована, потеряв свыше 60 человек, 20 автомашин, 6 зенитных точек.

В пункте С. должны были быть танки, но предварительный осмотр не дал результатов, колонна не была обнаружена. Вторичная разведка дала ощутительный результат. Разведчик снизился до 20—30 метров и летал над пунктом С. и его окрестностями. Немцы не выдержали и начали вести огонь по самолету. Танки и машины оказались замаскированными в копнах, скирдах, на гумнах и под навесами.

Два захода над рассредоточенной колонной противника сделала группа капитана Ныркова. Первый заход он произвел с северо-запада. Колонна развернулась, были обнаружены огневые точки зенитной артиллерии, расположенные по обочинам дороги. Немцы ожидали второго захода с обратного курса, но капитан Нырков за укрытием сделал разворот вправо и второй заход провел с юго-запада.

Не ожидавшие появления с этого направления, немцы не могли организовать отпор. Было уничтожено 3 танкетки, 17 автомашин, 50 человек пехоты.

Для большей эффективности налетов на вражеские танки практикуется атака штурмовиков с лидером. Лидерами могут быть и истребители и бомбардировщики.

Истребители, идя значительно выше штурмовиков, пикируют над целью. Этим самым они уничтожают огневые точки зенитной артиллерии и указывают направление для удара штурмовиков. Лидер-бомбардировщик начинает бомбардировку об’екта, сам находись на одном курсе со штурмовиками, но выше. Разрывы бомб – указатель цели для штурмовиков. Но в этом случае немцы организуют зенитную оборону по курсу движения лидера, а это может принести значительный урон штурмовикам. Поэтом мы стати практиковать несколько другой метод лидирования. Бомбардировщик идет к курсу штурмовиков под углом в 90 градусов.

Немцы, ожидая появления за лидером штурмовиков, соответствующим образом строят свою противовоздушную оборону. Но штурмовики появляются на другом курсе, и противовоздушная оборона оказывается построенной вхолостую.

Неплохо действовал капитан Новоселов. Его группа самолетов атаковала колонну противника с хвоста. Первый удар, нанесенный группой советских самолетов, оторвал немецкую пехоту от танков, истребители заставили замолчать зенитки. Затем штурмовики занялись уничтожением материальной части, а истребители – живой силы. В результате этого налета было уничтожено до 15 танков, 35 автомашин, 3 цистерны с горючим и около 150 человек живой силы.

Старые, опытные летчики всячески помогают молодым кадрам овладеть сложным искусством истребления немецких резервов. В каждую группу наряду с опытными летчиками включаются и молодые.

Например, группа капитана Болотова, шедшая на штурмовку мотоколонны, была создана из двух звеньев. Первое звено, ведущее, состояло из старых летчиков и второе – из молодых. При подходе к пункту движения немецкой колонны первое звено показало цель второму, а затем развернувшись, пошло на свою часть колонны.

Первое звено уничтожило 10 автомашин, 3 зенитки, 30 человек живой силы. Второе звено, молодых, выйдя на свою цель, уничтожило 5 танков.

Наиболее эффективен в действиях штурмовиков по танковым колоннам заход в атаку под небольшим углом в 15—20 градусов, с последующим переносом огня вдоль колонны и с индивидуальным прицеливанием каждого самолета. Этим достигается большее попадание, т. к. боковые отклонения почти отсутствуют.

При налетах на вражескую колонну мы выпускаем 2—3 звена. Это наиболее рациональное количество машин в операции. Прежде всего противник вынужден вести рассредоточенный огонь из зениток, а стало быть и менее эффективный. Кроме того вторые звенья и третьи заранее могут установить местонахождение огневых точек противника и принять необходимые меры. Заход по звеньям полезен и тем, что огневая и бомбовая мощь обрушивается с большим покрытием площади, нежели при одиночном заходе. Все это наши летчики учитывают и практикуют при налетах на мотомехколонны противника.

Летчики, техники и инженеры применяют все свои знания, весь свой опыт, они горят на боевой работе, делают все, чтобы остановить сильного и коварного врага. Особенно хочется отметить летчика Немятого, подразделения Новоселова, Болотова, Романова и Никифорова.

Полковник О. Толстиков.