Ершов Виктор Сергеевич

Муравицкий Лука Захарович

Плотников

Степанов Павел Степанович

Шилов Михаил Ильич

П. Степанов, армейский комиссар 2-го ранга 

Крылатые советские богатыри
// Сталинский сокол 07.11.1941

Пятый месяц на огромном франте от Ледовитого океана до Черного моря идет великая битва Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками – битва не на жизнь, а на смерть. В кровопролитных боях решается вопрос: быть или не быть советскому государству, сохранить нам свою самостоятельность или стать рабами Гитлера?

Ценой невиданный потерь фашистам удалось захватить часть советской территории, выйти на подступы к важнейшим центрам. Над страной нависла смертельная опасность. Фашистские изверги грозят уничтожить завоевания Великой Октябрьской Социалистической Революции, она хотят отобрать у советского народа самое дорогое, самое святое: свободу, честь, независимость. Гитлеровская клика снова хочет восстановить строй помещиков и капиталистов, обречь свободолюбивый советский парод на бесправие и нищету.

Мы знаем, что борьба с сильным и хитрым противником требует огромного напряжения сил, стоит немалых жертв, связана с лишениями и трудностями. Но советский народ непреклонен, он мужественно смотрит в будущее, зная, что конечная победа за ним. Ничто не может поколебать этой твердой уверенности. Народ-исполин, народ-богатырь жестоко отомстит фашистским извергам за все их чудовищные злодеяния, и враг на собственной шкуре познает всенародный могучий и грозный гнев.

Авиация – гордость трудящихся Советского Союза. Тысячи боевых самолетов находятся на вооружении Красной Армии. Нашу авиацию по праву называют сталинской, а наших летчиков – Сталинскими соколами. Под руководством великого Сталина не по дням, а по часам рос и креп советский воздушный флот. Товарищ Сталин выпестовал племя крылатых богатырей, людей смелого дерзания, несгибаемой воли, железного упорства.

В начале войны с германским фашизмом борзописцы из ведомства Геббельса одних росчерком пера об’явили нашу авиацию «уничтоженной». Фашистские обер-брехуны хотели выдать желаемое за действительность. Немецкое военное командовал не мечтало одним ударом сломить мощь советской авиации и таким путем обеспечить за собой полное господство в воздухе. Но на удар фашистов советская авиация ответила крепким контрударом. Немецкие стратеги просчитались.

В боях с немецкими фашистами наш военно-воздушный флот еще более закалился, обогатил свой опыт. Противопоставляя коварной тактике фашистов свои приемы борьбы, советская авиация нанесла врагу чувствительные удары как в воздухе, так и на его аэродромах.

Таков важнейший итог более чем четырехмесячной воздушной войны между СССР и фашистской Германией.

Фашистское военное командование возлагало большие надежды на свой воздушный флот при осуществлении захватнических планов. Поэтому неудачи германской авиации повлияли, конечно, на темпы фашистского наступления и в частности сказались на операциях немцев под Москвой.

Советская авиация располагает превосходной материальной частью: мощными бомбардировщиками, маневренными истребителями, грозными штурмовиками. Наша военная промышленность снабжает авиацию замечательный скорострельным вооружением, боеприпасами.

Но главная сила советского воздушного флота в его кадрах – летчиках, штурманах, стрелках-радистах, инженерах, авиатехниках, мотористах, – всех тех, кто своим героическим, самоотверженным трудом способствует разгрому врага.

История знает немало войн. Каждая война, будь то большая или малая, выдвигала своих героев. В литературе сохранилось немало описаний подлинно бессмертных подвигов, совершенных простыми, рядовыми людьми. Но это были герои-одиночки.

В отечественной войне, которую ведет советский народ против фашистских захватчиков, героизм стал массовым. Не проходит дня, чтобы с полей сражений не приходили вести о бесстрашных деяниях наших бойцов и командиров. Жертвуя собственной жизнью, презирая смерть, они грудью отстаивают свою отчизну. Сбываются слова Ленина: «Презрение к смерти должно распространиться в массах и обеспечить победу».

Презирая смерть, младший лейтенант комсомолец тов. Шилов вместе с двумя другими летчиками смело бросился в атаку на 30 фашистских бомбардировщиков, когда те пытались напасть на наш аэродром. Дважды раненный в руку, тов. Шилов продолжал управлять самолетом, увлекая за собой товарищей. Смелыми атаками советские летчики сломали боевой порядок фашистов, отогнали их от аэродрома, не дав сбросить ни одной бомбы.

Беспримерный неравный воздушный бой с 26 немецкими истребителями выдержали два звена наших самолетов, которыми командовал тов. Плотников. Несмотря на численное превосходство противника, отважные сталинские соколы смело бросились в бой. Не выдержав стремительного нападения, немцы смешали строй и покинули поле боя. Но шести стервятникам уйти не удалось – они были расстреляны в воздухе нашими летчиками.

Наши летчики – люди беспредельной храбрости, в их жилах течет горячая кровь богатырского народа. «Летчик – это концентрированная воля, характер, умеете итти на риск» (Сталин). Но вместе с тем ему чужды показной героизм, бесстрашная удаль. Советские летчики – люди, овладевшие высотами авиационной культуры, умеющие сочетать риск с осторожностью, побеждать врага малой кровью.

Имению таким летчиком – смелым, волевым, искусным – показал себя комсомолец Леонид Муровицкий. За небольшое время он провел 12 воздушных боев и из каждого боя неизменно выходил победителем. 12 боев – 12 побед! Так работают советские летчики.

С новой силой проявились высокие качества советских крылатых богатырей, когда фашистские орды двинулись на Москву.

– Умрем, но не отдадим на поругание ненавистному врагу нашу святыню – Москву! – заявляли летчики на митингах в авиационных частях.

В ожесточенных боях за советскую столицу, идущих днем и ночью, в воздухе и на земле, наши летчики показали образцы беззаветного служения матери-родине.

В какие бы сложные условия ни попадали наши летчики, они всюду сохраняют самообладание и хладнокровие. Самолет командира звена Плекача был сбит вражеской зениткой над территорией противника. Плескач выпрыгнул с парашютом. Не успел он приземлиться, как к нему из леса направилась группа немецких солдат. Советский летчик выхватил оружие и застрелил двух фашистов. Воспользовавшись замешательством, Плескач скрылся в лесу и через несколько дней вернулся на свой аэродром.

Немцы кичились своими, якобы, непревзойденными приемами воздушного боя.

Фашистский авиационный полк «Рихтгофен» разработал, например, систему так называемого «чортова колеса», при которой самолеты, становясь в круг и в точности повторяя эволюции ведущей машины, считались совершенно неуязвимыми для воздушного противника. Действительно, разрубить «чортово колесо» и нарушить строй фашистских самолетов было трудно, так как противник открывал мощный круговой обстрел. Но фашистское командование не учло одного обстоятельства – нервы немецких летчиков не выдерживают прямых, лобовых атак. И достаточно было нашим истребителям из части тов. Ершова атаковать в лоб «чортово колесо», как фашисты рассыпали свой строй, и советские летчики получили возможность бить их поодиночке.

Мы находимся в преддверии новых ожесточенных боев. Враг усиливает свой нажим; он решил во что бы то ни стало, каких бы это ему жертв ни стоило, сломить наше сопротивление.

Еще крепче удар по врагу! Будем бить фашистскую нечисть на море, в воздухе и на суше, но давать фашистам ни минуты передышки.

П. Степанов, армейский комиссар 2-го ранга.