Газета «Сталинский сокол»
14 ноября 1941, № 29





Передовая статья
// Сталинский сокол 14.11.1941

Боевые полеты зимой

Фашистские захватчики не раз хвастливо заявляли о том, что война с Советским Союзом продлится два, самое большее – три месяца, что у Красной Армии нехватит сил долго сопротивляться. Однако надежды гитлеровских разбойников на быструю и легкую победу провалились. Прошли все сроки окончания «молниеносной войны», наступила зима, а германские оккупанты попрежнему топчутся на полях сражений, конца которым пока не видно. Война приняла затяжной характер, да еще в суровых условиях русской зимы. Ударили сильные, необычные для этого времени, морозы, дуют пронизывающие северные ветры. Гитлеровцев страшит призрак нашей зимы. Двуногий зверь почуял, что в глубоких снегах России его ждет неминуемая и бесславная гибель.

Зимой трудности ожидают и наши войска. Этого нельзя забывать. В зимний период значительно усложнится, в частности, работа авиации, действия которой в известной степени зависят от климатических и метеорологических условий времени года. Трудности неизбежны. Но мы спокойно и уверенно смотрим вперед, ибо привыкли к невзгодам русской зимы, научились переносить холод, умеем отлично работать и воевать в самые сильные морозы.

Наши военно-воздушные силы накопили богатейший опыт зимних полетов во время войны с белофиннами в 1939—40 гг. Весь мир был изумлен героическими полетами наших летчиков. Несмотря из сорокаградусные морозы, ни на один день не прекращали они тогда боевой работы.

С каждым днем доблестная Красная Армия усиливает свой отпор немецко-фашистским полчищам, заставляя их на собственной шкуре испытать сокрушающую мощь советского огня. Каждый день с фронтов отечественной войны приходят вести о замечательных делах советских крылатых богатырей. Только за 12 ноября на Западном фронте наша авиация уничтожила и вывела из строя 10 вражеских самолетов, 18 танков, 4 орудия, 4 зенитных установки и до батальона пехоты. Сильные морозы, облачность, снегопад не останавливают наших авиаторов.

Советским летчикам скоро придется работать в более сложных условиях, совершать полеты в трудной метеорологической обстановке, при ограниченной видимости, в лютые морозы. Это ни в какой степени не должно отразиться на боеспособности авиационных частей. Наоборот, зимой надо всячески активизировать действия советской авиации, не давать врагу ни сна, ни передышки, выгонять его наружу, истреблять днем и ночью, держать под ударом его тылы, коммуникации и передовые позиции.

Боевые успехи каждой авиачасти во многом зависят от того, как здесь подготовились к зиме. Главное – обеспечить бесперебойную работу всего самолето-моторного парка, содержать материальную часть в таком состоянии, чтобы в любой момент, в любое время суток каждый боевой самолет был готов к вылету. А для этого следует осуществить ряд мероприятий, больших и малых, но одинаково важных.

Прежде всего нужно подготовить к зимней работе весь летный состав – от стрелка-радиста и до командира воздушного корабля. Зимой, когда наземные ориентиры труднее находить, чем летом, особое значение приобретает уменье летчика ориентироваться по карте и местности. Надо поэтому самым придирчивым образом относиться к тому, насколько глубоко проработал экипаж маршрут предстоящего вылета, хорошо ли уяснил задачу, знает ли расположение запасных целей.

Каждый экипаж должен получать перед вылетом исчерпывающую информацию у метеорологов о состоянии погоды по маршруту и ожидаемых изменениях в метеорологической обстановке. Это особенно важно зимой, когда погода часто меняется.

Летный состав не может ограничиваться только чтением метеосводки, а, находясь в воздухе, должен без чьей-либо посторонней помощи, самостоятельно анализировать метеорологическую обстановку и в соответствии с этим принимать то или иное решение.

Нельзя выпускать в полет летчика, который как следует не знаком с особенностями эксплоатации материальной части в зимних условиях. При этом не может быть никаких скидок на молодость пилота или на срочность задания.

Каждый летчик обязан глубоко и обстоятельно знать все вопросы, связанные с зимними полетами, и уметь культурно и грамотно эксплоатировать самолет. Здесь неоценимую помощь могут оказать молодым пилотам наши старые летчики, имеющие большой опыт полетов зимой, а также инженеры-эксплоатационники.

Большая ответственность за бесперебойную работу боевых самолетов возлагается на технический состав. Если самолет задержался с вылетом хотя бы на несколько минут, стало быть, в деятельности технического состава нет еще должной четкости, нет нужных навыков в эксплоатации материальной части зимой. Иногда бывает так, что подготовка самолетов задерживается из-за «мелочей»: во-время не подвезли горючее, не оказалось под рукой нужного инструмента и т. д.

Подобные промахи нетерпимы, особенно в боевой обстановке, где порой минуты решают исход серьезной операции.

Нормальная эксплоатация самолето-моторного парка немыслима, если своевременно не привести в порядок летное поле.

Зимой аэродром немыслим без достаточного количества механизмов и простейших приспособлении, с помощью которых можно было бы в кратчайший срок очистить от снега взлетно-посадочные полосы, привести в порядок под’ездные пути.

Одповремевно с этим следует заранее продумать способы маскировки аэродромов.

Можно перечислить десятки других мероприятий, упущение которых значительно осложнит боевые действия авиационной части. Поэтому каждый командир, каким бы участком он ни руководил, обязан еще и еще раз проверить, все ли он сделал для нормальной работы самолетов зимой.

Непременное условие победы над врагом – железная дисциплина в воздухе и на земле, высокая организованность. Нужно твердой рукой насаждать во всех авиационных подразделениях образцовый порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать весь личный состав в духе непримиримой борьбы с малейшими проявлениями недисциплинированности.

Чем упорнее сопротивление Красной Армии, тем яростнее становятся атаки фашистов. Враг не оставил своих попыток добиться решающих успехов до полного наступления зимы. Готовясь к зимней кампании, немцы перекрашивают свои танки в белый цвет, – тщательно маскируют аэродромные базы, надеясь обмануть бдительность наших летчиков. Противник подтягивает на главные направления свежие силы, укрепляя свои позиции, готовясь к новым наступательным действиям.

Несомненно, что зима заставит противника прибегнуть к новым тактическим приемам борьбы как на земле, так и в воздухе.

Тщательно следить за происками врага, во-время разгадывать тактические уловка фашистов и на каждую хитрость отвечать тройной хитростью!

Товарищи летчики, усиливайте удары с воздуха по ближайшим тылам, путям подвоза и переднему краю обороны противника, уничтожайте его технику и живую силу, срывайте наступательные операции фашистов!

Выкуривайте фашистских бандитов из всех укрытий; выгоняйте их на мороз, на холод, под огонь наших орудий!

Истребим немецких оккупантов – всех, до единого!