Бессонов

Богомолов Николай Алексеевич

Гладков Николай Петрович

Кожевников

Красночубенко Иван Тимофеевич

Куфта Федор Афанасьевич

Лесняк Федор Григорьевич

Лучинкин Дмитрий Александрович

Осипов Георгий Алексеевич

Суржин Иван Семенович

Шулик Иван Герасимович

Аджимамудов Артем Егорович (автор)

* * *

Принадлежность:

57 сбап

Политрук А. Аджимамудов 

Ночные бомбардировщики
// Сталинский сокол 19.11.1941

Летчики и штурманы части командира орденоносца тов. Суржина с первых дней боев с немецко-фашистскими ордами зарекомендовали себя искусными мастерами ночных полетов.

Однажды, это было в августе, летный состав едва успел расположиться на новой базе, как было получено боевое задание:

– Бомбардировать аэродром противника в районе С.

По данным разведки, немцы на этом аэродроме сосредоточили большое количество самолетов. Они готовились к массированному налету по нашим наземным частям. Нужно было во что бы то ни стало сорвать кровавый замысел врага.

Месторасположение аэродрома было известно очень немногим. Командир Суржин принял решение вылететь первым, самому обнаружить цель, уточнить ее и для облегчения пути остальным экипажам создать очаги пожара. Вместе со штурманом ст. лейтенантом Шулина майор вылетел с аэродрома и вскоре скрылся в ночной мгле.

Опытный штурман повел экипаж точно по курсу. Через 17 минут бомбардировщик прорезал темные облака и с приглушенными моторами заходил на цель. Вот он, аэродром врага. Одна за другой были сброшены бомбы. Яркие языки пламени, появившиеся внизу, подтвердили точностъ попадания. Загорелась группа самолетов, стоявших в ряд на одной из окраин аэродрома.

– Ориентир неплохой, нужно спешить домой, – скомандовал командир.

Застигнутый врасплох, противник открыл беспорядочную стрельбу из зениток.

В эту ночь экипажи сделали по 2 вылета. Было уничтожено 30 вражеских самолетов разных типов.

Летчики части Суржина с тех пор совершили 54 налета на вражеские аэродромы. И каждый раз наносили они противнику серьезный урон.

По неполным данным, за 3 месяца боевых действий ночные бомбардировщики части Суржина уничтожили свыше 70 самолетов врага на его же аэродромах и 8 самолетов сбили в воздушных боях. 237 налетов провели они по наземным войскам противника.

Результаты всех этих вылетов красноречиво говорят о самоотверженной работе мужественных летчиков, штурманов и всего личного состава части. Уничтожено свыше 90 танков, несколько сот машин с пехотой и боеприпасами, взорваны 2 склада боеприпасов и воинский эшелон, подавлено 7 батарей зенитной артиллерии и т. д. За один октябрь уничтожено свыше 500 немецких солдат и офицеров.

Подлинный героизм и мужество проявил весь личный состав в один из октябрьских дней. Прорвавшаяся колонна танков и мотопехоты противника внезапно атаковала аэродром и открыла по нему огонь из автоматов, пулеметов и минометов. Противник вел огонь из-за лесной чащи, с большака, находящегося в километре от аэродрома. Была дана команда поднять все самолеты в воздух. Едва успели завести моторы, как над аэродромом показались пятнадцать самолетов противника. Увидев готовые к вылету самолеты, они с пикирования начали их бомбить и обстреливать. Бесстрашный коммунист техник т. Бессонов сел за турель кабины стрелка-радиста и меткой пулеметной очередью сбил один «Юнкерс-87». Незаметно для всех звено старшего лейтенанта-орденоносца т. Кожевникова в это время уже оказалось в воздухе. Дружной атакой звено сбило второй вражеский бомбардировщик.

Под ураганным огнем с воздуха и земли в течение 5—7 минут все самолеты до одного поднялись с аэродрома. Следуя за отважным летчиком капитаном т. Красночубенко, краснозвездные бомбардировщики развернулись на колонну танков и мотопехоты. Смертоносный груз ливнем посыпался на головы врага.

Весь личный состав части помоги сталинским соколам громить врага и вывести материальную часть из зоны огня. Никто не покинул аэродрома до тех пор, пока не взлетел последний самолет. Часть не имела никаких потерь ни в материальной части, ни в людском составе.

Командир эскадрильи капитан т. Красночубенко, уже раз побывавший в тылу врага и благополучно вернувшийся в свою часть, в этот день проявил себя подлинным советским богатырем. При взлете он серьезно повредил себе ногу. Несмотря на нестерпимую боль, успешно отбомбившись по вражеской мотоколонне, он дважды перезаряжался и снова возвращался бомбить врага. Только после этого Красночубенко согласился лечь в госпиталь. О бесстрашном большевике-командире с особенной теплотой отзываются в части. Бывают ночи, когда, не считаясь ни с какими метеорологическими условиями. Красночубенко совершает по 4—5 боевых вылетов.

Достойными боевыми друзьями капитана Красночубенко считаются мастера ночных полетов ст. лейтенанты тт. Лесняк, Гладков, Осипов, ст. политрук т. Лучинкин, капитан Богомолов. Каждый из них имеет от 30 до 50 боевых вылетов ночью.

За время боев из среды славной молодежи выдвинулись мужественные герои-летчики Командир комсомольского экипажа мл. лейтенант т. Устинов смело в упорно соревнуется в боях с т. Лесняк. Он уже имеет свыше 40 ночных вылетов. Коммунисты и комсомольцы части в авангарде боев с немецко-фашистскими полчищами. Политаппарат во главе с батальонным комиссаром т. Куфта сумел воспитать в людях все качества, присущие сталинским соколам: отвагу, мужество, героизм, а главное – сознание долга перед любимой родиной.

Политрук А. Аджимамудов.
Западный фронт.