Волошин Иван Нестерович

Зудилов Иван Сергеевич

Марков Александр Маркович

Мусиенко Иван Александрович

Шкулепов Алексей Пантелеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. шап

Гвардии капитан Шкулепов 

Наступательный бой «ИЛ-2»
// Сталинский сокол 20.11.1942

Основным средством борьбы «ИЛ-2» с авиацией противника, в особенности с его бомбардировщиками, является уничтожение материальной части на аэродромах. Воздушные бои на нашем участке фронта, однако, показали, что штурмовики могут с успехом вести активную борьбу с вражескими бомбардировщиками в воздухе.

Встреча «ИЛ'ов» с бомбардировщиками противника может произойти, когда последние, в силу низкой облачности, вынуждены выполнять задачу на малой высоте, когда их прижимают наши истребители или же когда «Юнкерсы» действуют в нашем тылу по небольшим железнодорожным станциям, раз'ездам и перегонам. Нередко «ИЛ'ы» встречались с бомбардировщиками, когда те возвращались на свои аэродромы.

При всем желании вражеские бомбардировщика не могут уйти от «ИЛ'ов». Особенно это относится к «Ю-87» и «ДО-215». Даже «Ю-88», нагруженный бомбами, не может уйти от штурмовика. Достаточно «ИЛ'у» дать две-три прицельных очереди, и бомбардировщик будет сбит.

Если летчик на «ИЛ-2» проявит в воздухе напористость, инициативу, если им руководит желание во что бы то ни стало сбить бомбардировщик, то он всегда достигнет своей цели. Однажды, выполняя боевое задание, летчик-штурмовик Волошин заметил над территорией противника «Ю-87». Вражеский бомбардировщик, повидимому, приняв «ИЛ'ов» за своих, начал было к ним пристраиваться, затем, заметив свою ошибку, резко отвалил влево и таким образом пытался уйти. Летчик Волошин, хотя и шел в группе, не замедлил воспользоваться удобным моментом. Когда «Юнкерс» был совсем близко, он чуть повернул самолет и дал меткую очередь из пушек и пулеметов. «Ю-87» вспыхнул и полетел вниз. Недавно над одним пунктом велся ожесточенный воздушный бой. Часть наших истребителей дралась с вражескими истребителями, другая била по «Юнкерсам». «ИЛ'ы» в это же время, выполнив задание, возвращались на свой аэродром. Ведущий в четверке штурмовиков заметал отколовшегося немецкого бомбардировщика, пытавшегося на бреющем уйти на свою сторону. Резко развернувшись в направлении вражеского самолета, штурмовик открыл сильный пулеметно-пушечный огонь. Подбитый «Юнкорс» круто пошел к земле.

Были случаи, когда «ИЛ'ы» вступали в бой с бомбардировщиками и транспортными самолетами немцев, когда те шли в сопровождении истребителей. Здесь, конечно, необходимо, чтобы штурмовики» не забывали о возможности нападения истребителей противника.

Однажды два вражеских истребителя сопровождали транспортный самолет. «Ю-52» следовал выше группы «ИЛ'ов» метров на 50, а истребители находились впереди и на еще большей высоте. Судя по тому, как спокойно вели себя «Мессершмитты», я понял, что они не подозревали об опасности. Я подал команду для атаки. Мгновение – и подбитый немецкий самолет пошел к земле. Заметив это, истребители бросились на нас. Мы приготовились к отражению атаки. Два раза они заходили на нас, пикировали, но огонь не открывали. Возможно, у них не было патронов, или же они убедились в бесплодности попыток причинить нам ущерб, так как мы приняли порядок, который не позволял истребителям вести прицельный огонь.

Практика воздушных боев «ИЛ-2» с вражескими бомбардировщиками показало, что в тех случаях, когда им не удавалось сбивать «Юнкерсы», они разгоняли их строй и, таким образок, давали возможность нашим истребителям уничтожать их поодиночке. Недавно группа «ИЛ'ов» под командованием гвардии старшего лейтенанта Мусиенко выполняла задание по подавлению вражеских огневых точек. Здесь штурмовики встретились с немецкими бомбардировщиками. Они летели группами по 6–8 машин на такой же высоте, как и наши штурмовики, и пытались бомбить наш передний край. «Юнкерсы» шли плотным строем, у них было организовано хорошее огневое взаимодействие. Это затрудняло атаку наших истребителей. Тогда на помощь истребителям пришли штурмовики. Несмотря на сильный огонь, они стремительно ринулись на вражеских бомбардировщиков и раскололи их строй. «Юнкерсы» бросились врассыпную. В это время в бой ввязались советские истребители, нанесшие большой урон вражеским бомбардировщикам.

За последнее время на нашем участке фронта «ИЛ'ы» стали выполнять роль охотников за немецкими бомбардировщиками. Для этой цели выделяют лучших летчиков-штурмовиков. Охотники ходят в одиночку и в паре, на малой высоте, главным образом в тех районах, где обычно пролегают трассы «Юнкерсов»: над лесными массивами, болотами. В результате «ИЛ'ы» нередко уничтожают по 5–6 самолетов за день.

В борьбе с вражескими бомбардировщиками и транспортными самолетами большое значение имеют внезапность, хитрость и сообразительность в сочетании с дерзостью и смелостью летчика. Это дает замечательные результаты. Недавно, исполнив задание, летчики-штурмовики старший лейтенант Марков и лейтенант Зудилов возвращались на базу. В это время они заметили два «Ю-52», которые сбрасывали груз на парашютах своим войскам, находившимся в полуокружении. Советские летчики быстро разделили между собой цели и сбили каждый по одному самолету противника.

Боевой опыт показал, что лучше всего находить на «ИЛ'ах» к вражеским самолетам сзади и снизу. Такой заход чаще всего обеспечивает успех.

Приведенные примеры подтверждают, что прекрасная боевая машина «ИЛ-2» может и обязана вести бой с вражескими бомбардировщиками в воздухе. «ИЛ-2», следовательно, может выполнять и задачу на прикрытие важных об'ектов с воздуха во взаимодействии с истребителями.

Гвардии капитан Шкулепов.