Перлик Михаил Аникеевич

Свинин Александр Васильевич

Семоненко Василий Иванович

Симончук Дмитрий Илларионович

Скок Иван Потапович

Смус Сергей Федорович

Шарапа Владимир Ефимович

Токарев Борис Кузьмич (автор)

* * *

Принадлежность:

241 бад

Полковник Б. Токарев 

Боевое применение одиночных бомбардировщиков
// Сталинский сокол 20.11.1942

Как известно, зимой, в связи с усложненными метеоусловиями, чаще, чем летом, приходится применять полеты одиночных бомбардировщиков. Одиночный полет в зимнюю пасмурную погоду, в сплошной облачности, дает возможность с меньшей опасностью для себя проникать глубоко в тыл противника.

Так, например, отлично использовали погоду летчик Свинин и штурман Шарапа. Получив задание атаковать вражескую автоколонну и оценив метеообстановку, командир решил как можно больше находиться в облаках. В сплошной облачности бомбардировщик перелетел линию фронта, углубился на территорию противника и по расчету времени вышел в район цели с западного направления. Автоколонна двигалась по лесной дороге. Изучая цель, экипаж рассмотрел ее со стороны, а затем, опять уйдя в облака, развернулся и зашел сзади.

С пологого планирования на незначительной высоты летчики внезапно обстреляли всю колонну, а на головные машины сбросили часть бомб. Автоколонна, таким образом, оказалась зажатой разбитыми впереди машинами, а с боков – лесом. Экипаж сделал еще две атаки с разных направлении и поразил бомбами несколько машин, затем сфотографировал результаты и, прикрываясь облачностью, спокойно ушел домой.

Однако в организации боевой работы одиночных бомбардировщиков есть и трудности. Для таких полетов необходима специальная подготовка летного состава. Экипаж самолета должен мастерски владеть техникой пилотирования и уметь подолгу летать в облаках.

Хотя действиями одиночных бомбардировщиков нельзя заменить массированные удары крупных групп авиации, однако им под силу выполнение многих боевых задач.

Широко используя облачность, маскируясь в ней, бомбардировщик может внезапно, в любое время суток, обрушиться на передний край обороны противника, разрушая там инженерные сооружения, подавляя огневые точки и уничтожая живую силу. Одиночный экипаж способен действовать по войсковым и оперативным резервам. С неменьшим успехом он может наносить удары по автомашинам, подвижному железнодорожному составу и путевому хозяйству. Наконец, важное место в боевой работе бомбардировщика занимает борьба с авиацией противника на его аэродромах. Одиночные самолеты, совершая систематические налеты и держа эти аэродромы под ударом, с успехом могут уничтожать находящиеся там вражеские машины.

Перечисленные задачи не исчерпывают все разнообразные возможности действий отдельных бомбардировщиков. Например, экипаж тов. Симоненко не раз умело выполнял задания по разрушению проволочных линий связи противника на одном из участков фронта.

Насколько успешными могут быть вылеты одиночных машин, видно из следующих двух примеров.

Летчик Перлик и штурман Смус отправились в полет, имея задание нанести удар по вражескому аэродрому. Экипажу было известно, что аэродром прикрыт довольно сильным зенитным огнем и патрулями истребителей. Учитывая это, летчик и штурман решили зайти с юга и поразить цель с одного захода.

Самолет вышел из облачности перед самой целью на высоте 1800 метров. На аэродроме находилось в этот момент несколько транспортных самолетов «Ю-52». Серия из шести бомб точно накрыла цель, о чем свидетельствовали два сильных взрыва на стоянках. Искусно прикрываясь облачностью, бомбардировщик без единого повреждения вышел из зоны обстрела.

В другой раз самолет, пилотируемый летчиком Скок со штурманом Симанчук, используя облачность, сумел скрытно проникнуть глубоко в тыл противника. Пролетая над железнодорожной линией, экипаж заметил воинский состав. двигавшийся к фронту. Первую атаку бомбардировщик произвел в хвост поезда под углом 30 градусов, обстреляв при этом эшелон пулеметным огнем и сбросив две бомбы. Однако атака не дала успеха: бомбы легли мимо цели. В последующие заходы было сброшено еще шесть бомб. В результате удачного попадания произошли взрывы и эшелон был разбит. Фотос'емка что уничтожено значительное количество вагонов и сильно поврежден путь.

Тактические приемы одиночного бомбардировщика в первую очередь зависят от степени подготовленности летного состава к полетам в сложных метеоусловиях. Умелое использование облачности является основным принципом боевых действий. Даже на своей территории необходимо маскироваться облачностью.

Наиболее благоприятной метеорологической обстановкой для начинающих «одиночек» является слоистая облачность в десять баллов высотою 1000–1200 метров при видимости 4–6 км. При таких условиях машину не болтает. Экипаж, зная высоту нижней кромки облаков, уверенно входит туда, гарантируя себя от огня ЗА и истребителей противника.

Полет в двух'ярусной облачности с разрывами уже более сложен. Здесь необходимо бдительно следить за воздухом, не позволять истребителям противника пользоваться отдельными облаками для внезапных атак и умело маневрировать, чтобы сохранить за собой полную скрытность. Любой полет требует тщательной и продуманной подготовки на земле. Экипажу находимо твердо уяснить характер цели и наметить способы действий, учитывая при этом условия погоды. Маршрут полета следует прокладывать с таким расчетом, чтобы обеспечить за собой внезапность удара и в то же время парализовать возможное воздействие ПВО противника. Нецелесообразно ограничивать действия экипажа какой-то схемой. Анализируя свой опыт, летчик и штурман в каждом отдельном случае творчески подходят к выполнению задания и тем самым обеспечивают себе успех.

Полковник Б. Токарев.
Действующая армия.