Колесников Иван Константинович

Эльсон Виталий Семенович

Чубаров Ю. (автор)

* * *

Принадлежность:

168 иап

Майор Ю. Чубаров 

О летных качествах самолета № 1512
// Сталинский сокол 20.11.1942

Истребителем № 1512 летчики части были недовольны. Самолет не развивал максимальной скорости, предусмотренной его конструкцией. Для того, чтобы держаться в строю и не отставать в групповом полете, на этой машине приходилось давать больший наддув, чем на других истребителях. Повышенный наддув увеличивал расход горючего и приводил к сокращению продолжительности полета.

У многих возникал вопрос: в чем тут дело? Старший инженер части инженер-капитан Эльсон вместо ответа разводил руками. Заглянули в формуляр. Летчик-испытатель давал летным качествам машины хорошую оценку. Истребитель был сделан на заводе совершенно так же, как его собратья по серии. В поисках причины недостаточной скорости кое-кто попытался заинтересоваться аэродинамикой машины. Но инженер-капитан Эльсон почему-то уклонился от выяснения этого вопроса: в аэродинамике он чувствовал себя не совсем уверенным.

Снижение летных качеств истребителя беспокоило и механика самолета тов. Колесникова.

Недавно в часть приехала техническая комиссия, которая заинтересовалась истребителем № 1512. Уже после беглого осмотра машины выяснилось, что она даже в руках самого опытного летчика максимальной скорости не даст: на колесах не было щитков, убранные шасси не закрывалась и в полете создавали сопротивление. Такое же сопротивление оказывали плохо подогнанные капоты мотора. Щели в них местами достигали 15 мм. Было также обнаружено, что заслонка маслорадатора отсоединена и летчик не может регулировать в полете подачу воздуха, находимого для охлаждения масла.

В еще более плохом состоянии, чем фюзеляж, находились плоскости. Закрылки оказались покоробленными. При уборке оставались просветы шириной до 15 мм. Это приводило не только к появлению лобового сопротивления, но и к искажению формы крыла, к ухудшению его аэродинамических качеств. В плачевном состоянии были и щелевые ленты, закрывающие места присоединения консолей к центроплану. Далее выяснилось, что по передней кромке крыльев фанерная обшивка местами отстала на 5 мм. На ребре атаки плоскостей были обнаружены две незаделанные дырки.

Каким же образом такое плачевное состояние самолета № 1512 проходило мимо внимания инженера-капитана Эльсона, механика Колесникова и, наконец, летчиков, пилотировавших эту машину? Об'ясняется это просто.

В части не заботятся о сохранения аэродинамических свойств самолетов; не интересуются их внешним видом, точной подгонкой всех щитков и капотов и, наконец, своевременной покраской и лакировкой.

Современные скорости истребителей огромны. Поэтому забота о сохранении аэродинамических качеств машины (фюзеляжа, плоскостей, хвостового оперения) играет большую роль. Неплотное прилегание закрылков, отставание концов капотов, коробление обшивки, обдир покраски и даже царапины – все это снижает скорость самолета на десятки километров в час, сокращает продолжительность полета.

К сожалению, не везде и не все осознают эту простую истину.

Случай с самолетом 1512 исключительный. Но все же еще имеются у нас авиачасти, где уход за самолетом поставлен не так, как это требуется.

Помимо воспитательной работы с летно-техническим составом и тщательного наблюдения за состоянием планера самолета, в интересах сохранения аэродинамики надо проводить ряд мероприятий.

Каждый самолет должен быть обеспечен матами, способными предохранить плоскости от образования вмятин при хождении по ним. Маты легко сделать из подсобного материала, например даже из соломы. Все пробоины следует заделывать аккуратно и по возможности заподлицо.

С капотами следует обращаться бережно, не бросать на землю и ни в коем случае не применять физическую силу при установке их.

В процессе работы следует систематически и аккуратно закрашивать все ободранные места и царапины.

Надо регулярно протирать и мыть машину; наличие масла, пыли и грязи на поверхности равносильно, по создаваемому вредному сопротивлению в полете, царапинам, ободранной покраске и даже вмятинам.

Летчик, идущий на задание на аккуратно подготовленном самолете, имеет для победы лишние козыри – лучшую скорость и большую продолжительность полета.

Майор Ю. Чубаров.