Варфоломеев Иван Михайлович

Данилов Степан Павлович

Мистюк Василий Федосеевич

Оразаев Нурсалим Хабицевич

Смаков Шейхи Мозгутович

Смирнов Николай Николаевич

Топорков Яков Николаевич

Тур Василий Дмитриевич

Степанян Анушеван Давыдович (автор)

Подполковник А. Степанян 

Управление авиацией по радио
// Сталинский сокол 27.11.1942

(Из опыта боев под Сталинградом)

Радиосвязь долгое время являлась узким местом в нашей авиации. Многие летчики, особенно истребители, вообще считали рацию на своем самолете лишней обузой. Много и упорно пришлось нам поработать, чтобы довести до сознания каждого летчика, насколько ему выгодно и необходимо пользоваться радиосвязью. Для устранения жалоб на плохую слышимость в своих мастерских сделали усилители, и слышимость сразу улучшилась.

Особенно быстро завоевала радиосвязь сердца наших летчиков, когда были организованы пункты управления воздушными боями с земли. Стоило летчику хоть один раз добиться успеха при помощи оповещения и наведения по радио, как он становился энтузиастом этого дела.

Задолго до начала нашего наступления мы создали под Сталинградом армейский пункт управления воздушным боем с земли, посылая туда наиболее опытных командиров тех частей, которые на этом участке сражались. Количество воздушных побед сразу увеличилось. Так, в один только день истребители Н-ской части сбили 12 немецких самолетов. Руководил этими боями Герой Советского Союза тов. Данилов, и летчики точно, толково и энергично выполняли его команды. Теперь истребители части не идут в полет, не доработав вопроса управления по радио как с земли, так и в воздухе со стороны ведущих командиров.

Прекрасно стали пользоваться радиосвязью экипажи разведчиков. Сейчас они, как правило, выполняя задачи, немедленно сообщают полученные данные по радио. Благодаря этому командир своевременно принимает нужные решения. В одной из частей экипаж, в который входят тт. Варфоломеев, Орозаев и Смаков, находясь над целью, передал по радио, что на аэродроме противника находятся двадцать пять самолетов. Командир немедленно принял меры, и по вражескому аэродрому был нанесен мощный удар.

Интересное применение находит радио у летчиков-ночников. Однажды после ухода самолетов на задание над ночным аэродромом появились самолеты противника. Нужно было предупредить свои экипажи об опасности и дать указание о посадке на запасном аэродроме. Это сделала рация наведения. Все наши самолеты благополучно сели на запасном аэродроме, а разведчики противника ушли ни с чем.

Особенно полезно уменье пользоваться радиосвязью нашим воздушным охотникам. Так, звено капитана Мистюка в составе лейтенанта Филиппова и младшего лейтенанта Смирнова, отлично пользуясь радиосвязью, в течение нескольких дней сбило 9 вражеских бомбардировщиков.

Быстро поняли значение радиосвязи и наши штурмовики, отлично применяя ее для взаимодействия с истребителями и с наземными войсками. В период наступательных боев особо сложна работа штурмовика. Все находится в движении, боевые порядки войск смешиваются, и всегда есть опасность ударить по своим. Эта опасность меньше угрожает тем, кто умело пользуется радиосвязью. Экипажи самолетов получили задание штурмовать цель в одном районе. Машины уже легли на курс, когда пришло сообщение, что указанный район занят нашими войсками. Требовалось срочно перенацелить экипажи. На помощь пришло радио. Рация наведения части передала ведущему группы капитану Топоркову, что цель переместилась на запад. Ведущий принял и точно выполнил новый приказ. Штурмовики нанесли мощный удар по противнику.

Это один из многочисленных эпизодов, подтверждающих, что без радио невозможно оперативно руководить боевой деятельностью авиачастей.

Проделав большую подготовительную работу, проведя сборы начальников связи и энергично внедрив в наших частях уменье и навыки пользоваться микрофоном, мы оказались в боевой готовности, когда командование призвало нашу авиацию выполнить свои задачи по разгрому с немецких войск под Сталинградом.

Накануне перехода в наступление мы отобрали наиболее опытных командиров и послали их в наземные части в качестве офицеров связи. Особое внимание было уделено мотомехчастям и коннице. Схему радиосвязи и сигнализации проработали совместно с командованием наземных войск. Выехав на места, наши офицеры связи получили проверенные и опробованные рации наведения и связи и отлично провели пробную работу.

Немало неприятных минут пришлось нам пережить, когда перед самым началом наступления все рации в целях маскировки вдруг умолкли. Признаться, мы этого не учли и не указали способа подать весть о том, что рация готова к бою, принимает, но не передает во избежание засечки противником. Но вот раздались первые выстрелы наступающих войск, и рации заработали. Большинство командиров быстро и четко передавали данные о передвижении войск, своевременно ставили задачи авиации и быстро вызывали истребителей, прикрепленных к ним для взаимодействия.

Были у нас некоторые осечки. Так, например, капитан Тур, назначенный на один из важнейших участков наступления, так долго не подавал признаков жизни, что на розыски его специально выехал помощник начальника связи. Оказалось, что, получив запрещение работать в канун подготовки удара, в целях скрытности, капитан Тур успокоился и молчал даже во время наступления, проявив полную беспомощность. Были и некоторые другие промахи. Это надо в дальнейшем учесть всем, кто занимается насущно необходимым нам делом управления по радио.

В основном же наши радисты справляются со своими задачами и выполняют свое дело в великой битве под Сталинградом, способствуя взаимодействию авиации с наземными войсками. Воодушевленные единым наступательным порывом, бойцы и командиры перешли на двухсменную работу и буквально не хотят отходить от раций.

Подполковник А. Степанян.