Герои публикации:

Жуков

Мясников

Расторгуев

Жуков В. (автор)

В. Жуков 

ВМЗ работает без бензина
// Сталинский сокол 27.11.1942

Военная обстановка в нашей стране требует быстрейшего перехода значительного количества агрегатов с двигателями внутреннего сгорания с жидкого горючего на газообразное.

В авиационных частях вполне себя оправдывает внедрение газогенераторных установок на всех обслуживающих и специальных автомашинах.

Перевод двигателем на газ может быть осуществлен монтажем типовой газогенераторной установки непосредственно на агрегат, что требует переделки машины, созданием специальной газогенераторной установки на автомобильном прицепе и применением газобаллонного питания. В этом случае баллоны с газом заряжаются на стационарной установке и затем используются на машинах.

Реализация любого способа не представляет особой трудности и может быть осуществлена в каждой ремонтной базе.

В качество примера мы поделимся опытом одной рембазы Ленфронта, где в результате переоборудования ВМЗ-34 бензин был заменен газом, получаемым из древесины или торфа.

Практическая работа по переоборудованию выразилась в следующем. Вместо бензиновых форсунок на топку ВМЗ-34 были смонтированы специально сконструированные газовые форсунки с принудительной подачей воздуха. Форсунки сделали из обычных газовых труб и типовой запорно-регулировочной арматуры. В автодвигателе сменили крышку блока, установили смеситель, коллектор, и электрооборудование от газогенераторной машины ЗИС-21.

Поскольку монтаж газогенераторной установки с дополнительным оборудованием машину такого типа потребовал бы коренной реконструкции машины и занял много времени, от этого отказались. К машине был придан специальный газогенераторный прицеп, предложенный инженерами Жуковым, Мясниковым и Расторгуевым. Этот прицеп сконструирован из стандартного оборудования и состоит из следующих основных частей (см. снимок):

1. Типового ската прицепа от машины ЗИС-5. 2. Специально изготовленной сварной рамы под газогенераторный агрегат. 3. Газогенератора от машины ЗИС-21. 4. Комплекта грубой очистки газа машины ЗИС-21. 5. Тонкого очистителя того же ЗИС-21. 6. Ящика для запаса топлива. 7. Газовоздуходувного агрегата двигателя Л-6, смонтированного на одной оси с воздуходувкой и газодувкой. 8. Системы газовоздухопроводов с запорно-регулировочной арматурой.

При изготовлении газогенераторного прицепа все детали установки были взяты со свалки, металлического лома и капитально отремонтированы.

Газогенераторный прицеп обеспечиваем теплом топку ВМЗ-34 при нагреве масла и воды, движение автодвигателя при заправке самолетов, в том числе и все операции, связанные с заправкой, а также и работу мотора Л-6, приводящего в движение газовоздуходувный агрегат. Определено, что один час работы этой установки экономит 13–15 кг. бензина.

Такой прицеп универсален и может быть применен к маслозаправщикам разного типа, а также для подогрева самолетов. В последнем случае требуется только установка газовых горелок взамен бензиновых, которые употребляются до сих пор. Имея подобный прицеп, но без газовоздуходувного агрегата, любую автомашину с бензиновым питанием в течение 3–4 часов можно перевести с бензина на газ.

Описанный здесь опытный образец уже прошел предварительные испытания, и его работа не вызывает сомнений. В настоящее время приступлено к массовому производству газогенераторных прицепов.

В. Жуков.
Ленинградский фронт.