Герои публикации:

Д. Г. (автор)

Д. Г. 

Установка моторов воздушного охлаждения на новейших истребителях
// Сталинский сокол 27.11.1942

Война придала большую актуальность и остроту старому спору о сравнительных преимуществах моторов воздушного и жидкостного охлаждения. Опыт применения моторов воздушного охлаждения в боевых условиях показал, что они отличаются большей живучестью и простотой в эксплоатации по сравнению с моторами жидкостного охлаждения. На страницах иностранной авиационной печати оживленно обсуждается также вопрос о лобовом сопротивлении самолетов при установке моторов того или другого типа.

За последнее время в печати промелькнул ряд сообщений о том, что американскому Национальному совещательному комитету по авиации (NАСА) удалось добиться значительных успехов в области разработки новых высокоэффективных капотов для моторов воздушного охлаждения. Последнее обстоятельство позволило, повидимому, некоторым американским конструкторам утверждать, что удельное лобовое сопротивление (на единицу мощности) самолетов с моторами воздушного охлаждения не превышает удельного лобового сопротивления самолетов с моторами жидкостного охлаждения.

Вопросу об установке моторов воздушного охлаждения на новейших истребителях посвящена передовая статья в одном из последних номеров английского авиационного журнала «Flight».

«Flight» пишет, что успехи, достигнутые в различных странах в разработке конструкции мощных моторов воздушного охлаждения, дают основание предполагать, что в скором времени эти моторы займут видное место, которое принадлежало на скоростных истребителях в течение многих лет моторам жидкостного охлаждения.

В Англии, США и Германии за последнее время построены двухрядные звездообразные моторы воздушного охлаждения взлетной мощностью около 2.000 л. с.

В США мотор такой мощности установлен на новейшем истребителе Рипаблик Р-47 «Тандерболт», который в скором времени начнет поступать также на вооружение ВВС Англии. В Германии 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения ВМW-801 взлетной мощностью 1.580 л. с. установлен на серийном истребителе «Фокке-Вульф-190». (Предполагается, что на этом истребителе будет установлен более мощный, 18-цилиндровый мотор воздушного охлаждения ВМW-802). В Англии также разработаны и доведены до стадии серийного производства новые звездообразные моторы воздушного охлаждения большей мощности, чем известные до настоящего времени*).

Журнал ставит вопрос: чем об'яснить, что моторы воздушного охлаждения начинают находить все большее применение на одномоторных истребителях, несмотря на непрерывное совершенствование моторов жидкостного охлаждения? И отвечает на него следующим образом. Отчасти это является следствием значительных достижений в области капотирования моторов воздушного охлаждения; в большей же степени это результат того, что габариты и вес современных истребителей, вследствие необходимости установки мощного вооружения и бронирования, значительно возрастают. Так, для истребителей с полетным весом около 5.000 кг. малая лобовая площадь V-образных и Н-образных моторов жидкостного охлаждения не дает уже больших преимуществ по сравнению с мощными моторами воздушного охлаждения, так как последние удобно вписываются в фюзеляж со значительным миделем и хорошо капотируются. На истребителе «FW-190», который имеет полетный около 3.800–4.100 кг.»), в результате применения новой конструкции капота и системы принудительного охлаждения мотора посредством вентилятора, установленного внутри капота, достигнуто уменьшение лобового сопротивления моторной установки. Полетный вес истребителя «Р-47», по сообщениям американской авиационной печати, составляет около 6.100 кг.

В заключение журнал высказывает предположение, что в 1943 году новейшие скоростные истребители всех основных стран будут иметь моторы воздушного охлаждения. Вместе с тем в статье отмечается, что истребители с большими габаритами и большим полетным весом не имеют такой маневренности, как небольшие компактные истребители, и это обстоятельство также заслуживает серьезного внимания.

Д. Г.

*) Как известно, все английские одномоторные серийные истребители имеют моторы жидкостного охлаждения, и в иностранной печати нет никаких сведений о предполагаемом выпуске одномоторных английских истребителей с моторами воздушного охлаждения; наоборот, в сообщениях о новейших истребителях Хоукер «Тайфун» и «Торнадо» указывается, что на них установлены моторы жидкостного охлаждения взлетной мощностью в 2.000–2.350 л. с. *2) По другим сведениям полетный вес «FW-190» – около 3.200 кг.