Пшеняник Георгий Андреевич (автор)

* * *

Принадлежность:

4 ВА

Подполковник Г. Пшеняник 
// Сталинский сокол 03.11.1943

Взаимодействие авиации с морским десантом

Из опыта боев на Таманском полуострове

В операции по освобождению Таманского полуострова от немецко-фашистских захватчиков существенную роль сыграли морские десантные отряды. Высаживаясь в тылу у немцев, они смелыми и дерзкими действиями перерезали коммуникации противника, создавая угрозу окружения отдельных группировок вражеских войск и вынуждая их к поспешному отходу с занимаемых рубежей.

Операции морских десантов активно поддерживала и обеспечивала авиация. Накопившийся у нас боевой опыт по организации взаимодействия авиационных частей с морскими десантами позволяет нам сделать ряд тактических выводов и обобщений.

Действия авиации в интересах морского десанта должны начинаться уже на подготовительном этапе операции, когда морские штабы еще работают над ее планированием. В этот период перед авиацией стоит задача − тщательной авиационной разведкой с площадным фотографированием вскрыть всю систему обороны противника и его береговых укреплений на участке, намечаемом для высадки десанта. Успех операции зависит в первую очередь от того, насколько будет обеспечена внезапность высадки войск, а также от того, насколько быстро и решительно будут действовать десантные отряды вначале, как только они окажутся на вражеском берегу. Поэтому район высадки должен быть выбран с исключительной тщательностью. Надо учитывать не только характер обороны противника, в частности его береговых укреплений, по и рельеф местности, особенно прибрежного участка. Эти данные и должны быть обеспечены авиаразведкой.

Основным видом авиационной разведки в этот период является аэрофоторазведка. Площадное фотографирование обеспечивает самые точные данные о характере обороны противника и его береговых укреплениях на намеченном участке высадки десанта.

Ответственная задача на подготовительном этапе операции, а также в первый период ее, возлагается на истребителей. Они должны прикрывать порты, где производится сосредоточение пловучих средств и затем погрузка на них десантных войск. Методы действия истребителей на этом этапе зависят от количества самолетов, выделенных для обеспечения десантной операции, от организации сети оповещения (ВНОС) и от воздушной обстановки. Однако наиболее приемлемым методом, оправдавшим себя при обеспечении десантных операций на Таманском полуострове, является натрулирование истребителей над портами. В момент, когда начинается погрузка десантных войск на пловучие средства, оно должно быть непрерывным с таким расчетом, чтобы не менее нары истребителей всё время находилось в воздухе. Кроме того, на аэродромах необходимо иметь резервные группы истребителей на случай отражения возможных налетов бомбардировочной авиации противника на порты погрузки.

Последующая задача истребителей − прикрытие пловучих средств во время перехода их к месту высадки десанта. Как показал опыт, наиболее удобным временем. обеспечивающим скрытный подход кораблей и внезапную высадку десанта, является ночь. Прикрытие кораблей на переходе организуется только в период светлого времени. А уже на следующий день с рассветом истребители начинают прикрывать район, в котором высадился десант.

Прикрытие истребителями морского десанта несколько отличается от обычного прикрытия наземных войск на переднем крае. Истребителям приходится действовать за линией фронта в тылу противника, поэтому они встречают большее противодействие со стороны зенитной артиллерии и вражеских истребителей. При значительном удалении района действий десанта от линии фронта не всегда имеется возможность обеспечить управление самолетами с земли с помощью радиостанции наведения. Всё это требует от истребителей особой четкости в организации прикрытия, а также смелых и инициативных действий ведущих групп.

Не исключена, конечно, возможность, что в районе действий десанта будет находиться авиационный представитель с радиостанцией наведения. Это мероприятие вполне осуществимо и в отдельные периоды обстановки может быть даже крайне необходимым. Однако всегда рассчитывать на него не приходится. Поэтому ведущие групп должны заранее с особенной четкостью отработать организацию прикрытия.

Самым сложным моментом в организации взаимодействия является обеспечение высадки десанта и затем его поддержка боевыми действиями бомбардировочной и штурмовой авиации. Если высадка десанта происходит в ночное время, то обычно перед ночной бомбардировочной авиацией встает задача − подавить на длительное время артиллерийский огонь противника.

Взаимодействие с морскими десантами в период боев за Новороссийск и Темрюк показало, что действия ночных бомбардировщиков, выполняющих эти две задачи, являются исключительно эффективными. Так, например, при проведении новороссийской операции весь район вражеских огневых позиций артиллерии был разбит на несколько секторов. Летный состав заранее изучил эти секторы. На каждый из них наряжалось определенное количество ночных легкомоторных бомбардировщиков. В продолжение всей ночи они висели над своими участками, причем над каждой целью непрерывно находилось не менее нары самолетов. Средняя продолжительность пребывания одного самолета нал целью составляла 15–20 минут.

Практика показала, что отличным ориентиром для бомбометания по артиллерийским позициям противника в ночное время являются вспышки орудийных выстрелов. Одно подразделение ночных бомбардировщиков получило задание с целью обеспечения высадки пополнения для десанта подавлять огневые точки противника на окраине г. Новороссийска, прилегающей к правому берегу Цемесской бухты. Задание выполняли нары легкомоторных бомбардировщиков, каждая из которых находилась над целью в течение 15 минут. Огневые точки противника обнаруживались по вспышкам, атака целей производилась одиночным бомбометанием с высоты 600–800 метров. В результате таких действий огневые точки противника были подавлены. Высаживаемое пополнение для десанта, не встретив огневого сопротивления противника, благополучно сосредоточилось в указанном районе.

Кроме действий по подавлению огневых точек противника, легкомоторные ночные бомбардировщики с успехом могут применяться для действий по живой силе и технике противника в районах, примыкающих к плацдарму, захваченному десантом. Основным тактическим приемом этих действий должны быть также непрерывные удары одиночных самолетов с целью изнурения войск противника.

Благодаря подавлению огневых средств противника нашими легкомоторными бомбардировщиками высадка десанта в районе северо-западнее Темрюка прошла в точно назначение время. Поставленную задачу десант выполнил. На рассвете морская пехота перерезала единственную на этом участке коммуникацию противника Темрюк − Голубицкая. В результате противник под воздействием с фронта наступающих наземных войск был вынужден поспешно оставить Темрюк.

С рассветом штурмовики и бомбардировщики должны быть готовы к действиям. Авиаразведка, выполняемая в интересах десанта, своевременно вскрывает возможную переброску резервов противника с других участков фронта к району действий десанта. На эти резервы должны быть немедленно нацелены штурмовики или бомбардировщики. В период боев за Новороссийск немцы пытались спешно перебросить с центрального участка обороны, так называемой «голубой линии», ряд частей в надежде восстановить свое положение под городом. Наши разведчики во-время разгадали этот замысел противника. Над вражескими колоннами появились штурмовики. Они нанесли тяжелые потеря резервам противника, чем обеспечили успешное завершение боев десантных отрядов и наших наземных войск на новороссийском участке.

Штурмовики в течение дня должны держать под непрерывными ударами боевые порядки войск противника, огневые позиции артиллерии, укрепленные участки и пункты перед фронтом действий десантных отрядов. Для большей эффективности и лучшей поддержки десантников эти удары следует производить с малых высот или бреющего полета. Бомбометание должно быть прицельным и в первую очередь сосредоточиваться на огневых точках, дзотах, дотах и отдельных укреплениях противника, которые своим огнем препятствуют расширению плацдарма, захваченного десантом.

При взаимодействии штурмовиков с десантными отрядами в период боев за Новороссийск последним приходилось штурмовать отдельные дома, превращенные немцами в укрепленные пункты, улицы и кварталы, причем десантники обеспечивали штурмовикам хорошее целеуказание при помощи цветных ракет.

Авиационным командирам, организующим взаимодействие с морским десантом, всегда необходимо иметь в виду противодействие десантным отрядам со стороны морских сил противника и в первую очередь его торпедных катеров и бронекатеров. Для действий по таким целям должны быть выделены резервы штурмовиков.

В последующие дни десантной операции, в зависимости от ее продолжительности и складывающейся обстановки, возможна подброска для десанта резервов. Переход кораблей с резервами по морю и их высадка обеспечиваются авиацией в таком же порядке, как и высадка основного десанта, но только с затратой меньшего кол ячества авиационных сил.

Практика показала, что исключительно большое значение при взаимодействии с морскими десантами приобретает непрерывная авиационная разведка. Десант действует в отрыве от своих войск и морских баз. Это значительно усложняет с ним связь. Не исключена возможность перебоев в радиосвязи, и тогда данные об обстановке и положении десанта могут запаздывать. В этом случае выяснение обстановки и положения десанта полностью возлагается на авиаразведку. Иногда нашим разведчикам приходится выполнять и такие задания, как сбрасывание вымпела на КП командира десанта.

Таковы основные задачи авиации в обеспечении действий морского десанта. Успех взаимодействия зависит прежде всего от организации управления. Сложность управления заключается, между прочим, в том, что в интересах десанта действует и морская и сухопутная авиация. Практика показала, что целесообразнее определенную часть сил, особенно истребительную группу, подчинять в оперативном отношении командующему морской авиацией и базировать ее на аэродромах, имеющих непосредственную связь с КП морской авиации. На этом КП необходимо выделять представителя штаба сухопутной авиации со средствами связи, через руки которого и проходят все заявки от командующего флотом и командира десанта. Этот же представитель в отдельных случаях может по радио вызывать в район прикрытия истребителей из других частей, не входящих в оперативное подчинение командующего морской авиацией, но выделенных для усиления прикрытия десанта.

Конечно, такая схема организации управления не может быть шаблонной. Если отсутствует морская авиация, всё взаимодействие будет осуществляться командующим сухопутной авиацией.

Для более устойчивой связи и лучшего взаимодействия желательно иметь на флагманском корабле командира десанта авиационного представителя с радиостанцией. Он после захвата десантом плацдарма высаживается и, находясь на КП командира десантного отряда, передает все его заявки на вылет штурмовой и бомбардировочной авиации. В отдельных случаях он будет держать связь с самолетами, находящимися в воздухе, выполняя задачу наведения истребителей на вражескую авиацию.

Наконец, большое значение для организации взаимодействия имеет подготовка летного состава, твердое знание им всех классов и типов кораблей, как своих, так и противника, а также знание всех сигналов взаимодействия с кораблями и с войсками десанта. В свою очередь десантники должны уметь хорошо обозначать свое положение и указывать авиации цели при помощи цветных ракет или других сигналов.

Подполковник Г. Пшеняник.