Беркаль Юрий Михайлович

Болотов Василий Гаврилович

Бурдаев Николай Петрович

Гвоздев Иван Иванович

Городничев Николай Павлович

Зотов Александр Иванович

Карабулин Николай Михайлович

Ковац Петр Семенович

Коробкин Василий Ильич

Мамошин Василий Андреевич

Мещеряков Иван Иванович

Новиков

Онуфриенко Григорий Данилович

Орленко Иван Павлович

Рейно Леонид Давыдович

Романов

Рудин

Рыбкин

Соколов Антон Михайлович

Юдаков Алексей Павлович

Клоков Василий Яковлевич (автор)

Дивизионный комиссар И. Клоков 

Гвардейцы
// Сталинский сокол 7.12.1941

Шесть наших славных авиационных полков удостоены высокого звания гвардейских полков.

С огромной радостью и под’емом будет встречено это сообщение во всех частях и подразделениях Военно-Воздушных сил Красной Армии. Сталинские соколы знают, как велика честь носить звание летчика-гвардейца, ибо гвардеец – это синоним бесстрашия, героизма, отваги.

Мужественными, смелыми бойцами показали себя солдаты первых гвардейских полков, основанных Петром Первым. История хранит сказания о ратных подвигах русской гвардии, показывавшей чудеса стойкости и храбрости на полях сражений.

Лучшие традиции первых русских гвардейских полков впитала в себя Красная гвардия, созданная в период гражданской воины. Красногвардейцы, несмотря на огромные трудности и невзгоды, с честью выполнили свой долг перед родиной, отстояв молодую советскую республику от захватчиков.

Сейчас, когда над Советской страной опять нависла смертельная опасность, вновь создаются гвардейские части. Наша гвардия рождается в огне великой отечественной войны, в ожесточенных боях с немецко-фашистскими изуверами. Советские гвардейцы – это люди, закаленные в сражениях, презирающие опасность, преодолевающие любые трудности. Лучшие люди нашей армии прославили себя беспримерными подвигами во имя родины, на их боевых делах будут воспитываться новые поколения.

Советская гвардия – плоть от плоти, кровь от крови своего народа. Она унаследовала от него героический дух, готовность к самопожертвованию, величайшую храбрость, и безграничную веру в победу. Под водительством своего великого вождя красные гвардейцы до последнего дыхания защищать честь и независимость Советского Союза.

Славный боевой путь прошли гвардейские части. Они не раз давали чувствовать врагам свою силу, нанося удары немецко-фашистским войскам, громя хваленые немецкие дивизии, истребляя врага на земле и в воздухе.

Тяжелые потери нанесли фашистам летчики авиационных полков, которым присвоено ныне звание гвардейских частей. На своих грозных машинах отважные сталинские соколы днем и ночью, в самых сложных условиях сражались с противником.

В умелых руках наших летчиков штурмовики оказались прекрасным средством в борьбе с вражескими танками и пехотой. На этих самолетах был проведен ряд операций по разгрому фашистских аэродромов и ближайших тылов неприятеля.

Полеты на штурмовиках требуют высокого летного мастерства. Мало научиться управлять этой сложной машиной. Надо также уметь выгодно использовать рельеф местности и скрытно подходить к цели. Только внезапная штурмовая атака может дать нужный эффект. Наши летчики-гвардейцы в совершенстве овладели искусством внезапных штурмовых ударов. Им блестяще удаются атаки по наземным целям.

Высоко прославили мощь советской авиации летчики-истребители. Они прикрывают действия наших бомбардировщиков, бесстрашно дерутся в воздушных боях, охраняют с воздуха важнейшие военные и промышленные об’екты, летают на разведку участвуют в штурмовых атаках.

За время войны наши гвардейские полки накопили огромный боевой опыт, на деле показали, на что способны крылатые советские богатыри. История этих частей богата эпизодами, ярко рисующими бесстрашие и мужество сталинских соколов.

Летчик 215-го, ныне 6-го гвардейского штурмового, авиационного полка, капитан Гвоздев получал задание вылететь на разведку. Погода стояла нелетная: низко над землей нависли тяжелые облака. В таких условиях летчику предстояло пройти под нижней кромкой облачности глубоко в тыл врага. Будь это в другое время, полет можно было бы отложить до улучшения погоды. Но обстоятельства сложились так, что вылететь требовалось немедленно. Противник замышлял против наших наземных войск какую-то серьезную операцию, и летчику Гвоздеву поручили разгадать замысел врага.

Едва Гвоздев пересек линию фронта, как его самолет попал под интенсивный зенитный обстрел. Летчик, искусно маневрируя, продолжал вести машину вперед. В районе В. – Л. он обнаружил крупную танковую колонну противника, двигавшуюся на запад, к передовым позициям. Воспользовавшись ухудшением погоды, противник пытался скрытно от советской воздушной разведки сосредоточить танки у переднего края нашей обороны и затем прорвать ее. Надо сказать, что положение на этом участке фронта и без того создалось довольно серьезное.

Капитан Гвоздев, выяснив численность вражеской танковой части, повернул обратно. В это время с земли вновь открыли сильный огонь. На самолете были повреждены рули управления, и он стал плохо слушаться летчика. Напрягая все силы, капитан Гвоздев с трудом дотянул до своего аэродрома. Доложив о результатах разведки, Гвоздев тут же получил новое задание: задержать продвижение противника. Пересев на исправный самолет, Гвоздев вместе с группой товарищей направился к об'екту атаки. Фашисты не ожидали прилета советских самолетов. Летчики начали с бреющего полета сбрасывать бомбы на танковую колонну. Отважным соколам удалось не только задержать продвижение противника, но и порядком потрепать его. Хитро задуманная врагом боевая операция сорвалась.

Капитан Гвоздев погиб смертью храбрых при выполнения задания в районе С., где его самолет был подожжен огнем вражеской зенитки. Летчик продолжал вести горящий самолет до тех пор, пока не очутился над своей территорией. Здесь силы окончательно оставили капитана, и он уж не мог больше удерживать машину. Товарищи видели, как погиб их боевой друг, и дали слово жестоко отомстить за него врагу.

Вечно будет жить в сердцах наших летчиков память и о другом герое великой отечественной войны – командире эскадрильи тов. Коваце. Группа истребителей сопровождала штурмовиков, перед которыми стояла задача – во что бы то ни стало разгромить немецкую мотомехколонну, заходившую во фланг нашим наземным войскам. Недалеко от об'екта атаки на штурмовиков напали два звена «Мессершмиттов-109». Немецкие летчики рассчитывали, что штурмовики, ввязавшись в бой, не достигнут своей основной цели.

Но летчик Ковац бысто разгадал замысел фашистов. Он вместе с товарищами преградил путь немецким истребителям и начал их оттягивать в сторону от штурмовиков. Разгорелся воздушный бой. Не щадя своей жизни, тов. Ковац смело бросался в атаки, стараясь как можно дольше задержать противника. В неравной схватке с врагом тов. Ковац погиб, дав возможность штурмовикам нанести сокрушительный удар по мотомехколонне и артиллерийским позициям противника.

Замечательными делами прославил себя комиссар одной из эскадрилий старший политрук тов. Соколов. Он совершил свыше 100 боевых вылетов, не раз смотрел смерти в глаза и всегда, проявляя исключительное самообладание, находил выход из самых сложных положений. Соколов неоднократно встречался с воздушным противником. Как бы ни был силен враг, Соколов первым ввязывался в бой, дерзостыо и отвагой удивляя даже своих товарищей, бывалых и опытных людей. На личном счету военкома – семь сбитых фашистских самолетов.

Такой же смелостью отличается и старший политрук, военком летного подразделения тов. Мельников. За боевые заслуги в борьбе с немецким фашизмом он награжден орденом Красного Знамени.

Боевые военкомы личным примером увлекают за собой летчиков. Первое место среди воздушных бойцов занимают коммунисты. В частях хорошо знают имена тт. Онуфриенко, Рыбкина, Романова, Коробкина, Карабулина, Новикова, Мамошина, Орленко, Мещерякова и многих других летчиков, членов и кандидатов партии, которые, не щадя своей жизни, сражаются с врагом.

Некоторые из них вступили в ряды ВКП(б) здесь, на фронте. В боевой обстановке был вручен партийный билет Василию Гавриловичу Болотову. Однажды во главе группы штурмовиков он вылетел на атаку вражеской мотомехколонны. Во время полета самолет Болотова был обстрелян. Один снаряд попал в киль машины, другой разорвался в кабине летчика. Сам Болотов был серьезно ранен. Но, несмотря на ранение, он продолжал вести группу и благополучно приземлился на своем аэродроме. В результате атаки фашисты недосчитались 15 танков, 45 автомашин и большого количества пехоты.

Беззаветную храбрость показывает капитан Городничев, верный сын и пламенный патриот социалистической родины. На своем истребителе он пробыл к воздухе свыше 100 часов, выдержав несколько ожесточенных сражений с фашистскими стервятниками. Городничев сбил в воздушных боях восемь немецких истребителей и бомбардировщиков.

Отважными, инициативными командирами проявили себя и руководители гвардейских авиационных полков. Командиры полков подполковник Рейно, майоры Беркаль, Юдаков, военкомы Рудин, Бурдаев и Зотов – это люди, обладающие большим боевым опытом, наделенные высокими личными качествами, умеющие поднимать дух и вести за собой весь личный состав.

Таковы люди воздушной гвардии – золотой фонд нашей сталинской авиации, вписавшие немало ярких, волнующих страниц в историю великой отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками. Такими людьми может по праву гордится весь военно-воздушный флот.

Гвардейские полки значительно обогатили практику ведения военных действий, внесли свой ценный вклад в сокровищницу боевого опыта. В этом отношении особого внимания заслуживают операции, проведенные гвардейскими полками по разгрому вражеских авиационных баз, уничтожению боевой техники и живой силы противника, атаки по движущимся целям.

Одной из таких операций, проведенных в тесном взаимодействии с наземными частями Красной Армии, является разгром немецко-фашистских войск в районе В. и Т. Противник, сосредоточив здесь крупные силы, пытался форсировать реку Д. и ударом с флангов окружить наши войска. Авиация получила задание сломить наступательный порыв врага, расстроить его боевые порядки. Шесть дней наши штурмовики и истребители беспрерывно атаковали передний край обороны немцев и действовали по путям подвоза. Наряду с этим летчики вели усиленную разведку, ставя наше командование в известность о малейших передвижениях фашистов.

В результате массированных систематических ударов с воздуха немцы резко снизили свою активность, вынуждены были рассредоточить войска и фактически приостановить наступление. Этим воспользовались наши наземные части. Вод прикрытием авиации они перешли к активным контратакам.

Сейчас на опыте гвардейцев учатся воевать и побеждать врага другие наши авиационные части.

Высокая награда воодушевляет летчиков гвардейских авиационных полков на новые подвиги во славу любимой родины.

В трудный к грозный для нашей страны час летчики-гвардейцы торжественно клянутся: враг не пройдет, он будет разбит, разбит наголову, повергнут в прах.

Славная красная гвардия сдержит своя клятвенное обещание. Врагу никогда не видать Москвы!

Дивизионный комиссар И. Клоков.
Западный фронт.