Герои публикации:

Винсент Шиэн

Борьба в небесах
// Сталинский сокол 17.12.1941

Мы печатаем ниже отрывок из очерка американского журналиста Винсента Шиэн об англо-германской воздушной войне. Этот очерк напечатан в наиболее распространенном американском журнале – «Сатэрдэй ивнинг пост».

На примере Англии, точно так же, как прежде в Испании, потернела крах пресловутая доктрина итальянского генерала Джулио Дуэ о том, что современная война всецело решается одной лишь авиацией. Немецкая авиация опровергает эту теорию всей своей деятельностью. Она – не более, чем шайка воздушных бандитов, которые могут чувствительно тревожить защитников крепости – Британских островов, но никак не способны решить вопрос победы.

Можно сказать, что из всех видов современного боя воздушный бой является, пожалуй, наиболее честным. Мы оставляем в стороне преступные и зверские ночные бомбардировки Лондона, которые нельзя квалифицировать иначе, как убийством под покровом тьмы. Мы говорим о воздушных боях в собственном смысле слова.

Как в далекие средние века на турнирах сходились благородные и нечестивые рыцари, закованные в броню и латы, так в теперь в поднебесье разыгрываются грандиозные турниры крылатых бойцов. Коварство и разные приемы «пятой колонны», столь свойственные фашистам на земле, здесь, к великому сожалению для них, неприменимы. Здесь идет бой. Суровый бой, где качество самолета, выучка и отвага пилота решают все.

* * *

Немцы высылают главным образом истребители «Мессершмитт-109», «Мессершмитт-110» и «Хейнкель-113». С английской стороны действуют «Харрикэйны» в «Спитфайры». Среди немецких бомбардировщиков, летающих на Англию, преобладают «Юнкерс» (88 и 96 – последний, правда, появляется не очень часто). Совсем редко прилетают огромные «Дорнье-17» или легкие бомбардировщики («Хейнкель»-118 и 270). Самолет «Юнкерс-87 В» использовался было немцами прошлым летом для налетов на караваны судов и на порты, но с августа 1940 г. его почти ни разу не видели над Англией. Говорят, будто немцы перегнали все свои «Ю-87 В» в район Средиземного моря.

Таким образом, основная борьба идет между «Мессершмиттами» и «Хейнкелями», с одной стороны, и «Спитфайрами» и «Харрикэйнами» – с другой.

Все четыре истребителя были сконструированы в 1936 году. Практика показала, что английские машины все же более скоры, нежели немецкие; их скоропод’емность тоже более высока. Все помнят, как в феврале 1938 года «Харрикэйн» с форсированным мотором прошел дистанцию Эдинбург–Норсолт со средней скоростью в 574 км/час, установив тогда рекорд скорости на расстояние.

Вооружение этих четырех истребителей весьма существенно различается. Обе английские машины имеют по 8 пулеметов и могут выпускать 9.600 патронов в минуту. У «Мессершмитта» – только четыре пулемета. Но в дополнение к ним имеется довольно эффективная скорострельная пушка, бьющая через втулку винта. Она стреляет бронебойными 37-мм снарядами. Наибольшее число английских потерь в воздухе было вызвано этой проклятой пушкой. Но англичанам удалось освоить мотор-пушку.

Большим недостатком «Мессершмитта» является его плохая броневая зашита. В погоне за большой скоростью и меньшим весом фашистские конструкторы не позаботились о защите головы пилота. Это обстоятельство хорошо подмечено английскими истребителями, которые постоянно норовят направить свинцовую струю в соответственное место вражеской машины. Другими излюбленными мишенями англичан являются хвостовая часть фюзеляжа и оперение «Мессершмитта», совершенно лишенные брони. Девять из десяти германских пилотов, опустившихся на парашюте, были вынуждены к этому сильным повреждением их «хвостов». У английских врачей было много возни: приходилось вытаскивать пули из икр вражеских летчиков.

У «Спитфайров» и «Харрикэйнов» спинки сидений бронированы. Но у них, к сожалению, нет хорошего обзора задней полусферы. В этом отношении они «слепы». Отсюда ясно, что и «Мессершмитту» есть прямой расчет подкрасться к хвосту английской машины и обстреливать ее.

У нас, американцев, есть великолепная машина – «Кертисс П-40». Она и бронирована хорошо и обзор у нее хороший по всей сфере. К ней трудно подойти сзади безнаказанно. Так или иначе, позиция атаки сзади остается самой выгодной, так как в этом случае пулеметы противника обращены вперед от атакующего.

* * *

Истребительная служба в Англии организована изумительно. Вся страна поделена на секторы, и в каждом есть свои тыловые о передовые (расположенные у побережья) аэродромы истребителей. Служба ВНОС связана непосредственно с определенным сектором. Практика показала, что меньше чем за три минуты после получения сообщения о приближении врага эскадрилья истребителей успевает очутиться в воздухе и встретить фашистов еще до того, как они появились над островами. Новые американские звукоулавливатели, применяемые в Англии, «слышат» самолет на расстоянии 80—100 км.

Взаимная выручка – одна из самых прекрасных черт работы английской истребительной службы. Например, сектор 10 имеет право попросить себе в помощь несколько звеньев или даже эскадрилью из сектора 13, находящегося невдалеке. Если бой разгорается над участком, разделяющим оба сектора, то тогда вступают в бой (по той или иной причине) машины одного из секторов. Но сплошь и рядом случалось, что из соседнего сектора поднимались машины и вступали в сражение, не дожидаясь особого вызова от командования сектора, ведущего бой.