Кекчеев Крикор Хачатурович

Профессор К. Кикчеев 

Чувствительность глаза ночью
// Сталинский сокол 19.12.1941

Советы врача

Законы ночного зрения давно уже интересуют ученых всего мира. В лабораториях Соединенных Штатов Америки, Англии и Советского Союза за последние годы и произведено множество исследований в этой области. Зрение в темноте у нас изучалось в Военно-медицинской академии, во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, в Институте офтальмологии, в Государственном институте психологии и других научных учреждениях.

В Красной Армии весьма значительная часть разведочных и боевых операций производится ночью. Интенсивные ночные действия ведут наши славные летчики. Как же лучше приспособить зрение к ночной работе?

Глаз человека обладает совершенно исключительной чувствительностью к свету. Ни один, даже самый совершенный оптический прибор в мире не в состоянии равняться С человеческим глазом. В полной темноте и при совершенно прозрачной атмосфере глаз может увидеть свет горящей свечи на расстоянии 27 километров. Чтобы достичь такой феноменальной чувствительности, глаз должен пробыть в темноте не менее 45—50 минут. Это есть период темновой адаптации, то есть приспособления глаза к темноте. Подсчитано, что чувствительность зрения при этом возрастает в 200.000 раз.

В боевых условиях длительность периода темнотой адаптации играет иногда очень большую роль. Летчик-истребитель, вылетающий ночью, должен уже к моменту налета обладать максимальной чувствительностью зрения. Поэтому, ожидая приказа о вылете, летчики сидят в самолете на земле в темноте. Английские летчики специально надевают темные очки.

Встает вопрос: нельзя ли ускорить процесс темновой адаптации? Есть несколько приемов, предложенных учеными.

Установлено, что скорость нарастания чувствительности зрения при переходе от света к темноте зависит от освещения, в котором находился глаз человека до перехода в темноту. Если освещение было ярким (сильная лампа в комнате), то период приспособления глаза к темноте протекает медленно, особенно вначале, и занимает не менее 45—50 минут. Если освещение было умеренным, то максимальная чувствительность получается уже на 20-й минуте – в этом случае она нарастает значительно быстрее. Вывод: помещения, в которых находится летно-под’емный состав перед ночным полетом, должны быть умеренно ярко освещены.

Можно прибегнуть также к помощи красного света перед самым выходом в темноту. Надо, например, смотреть 5—10 минут на поверхность, ярко освещенную красным светом. Для этого можно использовать карманный электрический фонарик с красным светофильтром или красную лампочку. Чувствительность глаза оказывается повышенной уже с самых первых минут пребывания в темноте, а через 50 минут максимальная темновая чувствительность глаза окажется в 5—6 раз выше, чем без красного «засвета».

При освещении поверхности белым светом получается несколько другая картина: в первые минуты пребывания в темнота чувствительность глаза оказывается относительно низкой, а через 50 минут она выше, чем без «засвета», раза в 3—4.

В авиации, как и в других родах войск, летчику приходится смотреть то в темноту, то переводить взгляд на освещенные приборы, карты, таблицы. Каждый по своему личному опыту знает, как резко из-за этого снижается чувствительность глаза. Как быть в случаях, когда надо смотреть в темноту, отыскивать ориентиры и одновременно следить за приборами внутри кабины? Надо освещать приборы, карты и таблицы красным светом, как наименее разрушающий темновую адаптацию глаза.

Можно также рекомендовать летчикам пользоваться таблетками «ВР-10», опытная партия которых выпущена сейчас Союзвитаминпромом. Точные измерения чувствительности глаза во Всесоюзном институте экспериментальной медицины показала, что медленное разжевывание двух таких таблеток ускоряет процесс приспособления глаза в темноте с 45 минут до 8. Очень желательно, чтобы в наших летных частях испытали действие таблеток «ВР-10».

Допустим теперь, что сетчатка глаза летчика уже достигла наивысшей чувствительности в условиях темноты. Как смотреть? Днем на тот или другой предмет мы смотрим прямо в упор. Если так смотреть в темноте, то изображение предмета на сетчатке глаза окажется не на самом ее чувствительном месте. Поэтому, чтобы лучше разглядеть в темноте интересующий об’ект, надо на короткое время отвести взгляд в сторону, вверх или вниз (градусов на 10). В этом положении глаз в темноте видит гораздо лучше.

Людям, которым предстоит ночной полет или работа у самолета впотъмах, нельзя переполнять желудок избыточной пищей – это в значительной степени влияет на чувствительность ночного зрения в худшую сторону. Связь между состоянием внутренних органов и зрением установлена лишь в последние годы, и о ней должен помнить каждый летчик и техник, заинтересованный в том, чтобы возможно лучше видеть в темноте.

Профессор К. Кикчеев.