Газета Сталинский сокол -- 1941, 21 декабря


Благовещенский Всеволод Георгиевич

Дмитриев

Ерлыкин Евгений Ефимович

Кузнецов

Мищенко Филипп Михайлович

Пидтыкан Иван Дмитриевич

Романов Борис Николаевич

Сандалов Владимир Александрович

Смышляев Федор Андреевич

Жильцов Николай Павлович (автор)

Майор Н. Жильцов 

Штаб и боевая операция
// Сталинский сокол 21.12.1941

Опыт войны показал, что сила и эффективность ударов, наносимых врагу, в значительной степени зависит от своевременной проработки заданий штабами, от правильной организации вылетов.

Рассмотрим некоторые вопросы работы штаба авиачасти.

Удары по аэродромам противника

Наиболее действенным способом нанесения ударов вражеской авиации является штурмовка неприятельских аэродромов.

Противник всегда имеет на направлении главного удара несколько базовых аэродромов, на которых сосредоточивается до 70–80 самолетов различных типов. Кроме того, он организует сеть передовых аэродромов с базированием на них от 8 до 15 самолетов.

Какую работу обязан проделать штаб, получив задачу на уничтожение авиации противника на базовых аэродромах?

Прежде всего необходимо провести тщательную разведку с фотографированием аэродромов. Разведка должна определять также огневые позиции зенитных батарей, прикрывающих аэродром. На основе полученного фотопланшета или других данных надо составить схемы аэродрома, указав расположение самолетов противника, зенитных точек и наметив наиболее выгодные заходы для штурмовок. После этого следует разработать маршрут полета и организовать вылет и сбор на маршруте. Летный состав необходимо обеспечить прогнозом погоды на период выполнения задания.

Удар по базовому аэродрому осуществляют три группы. Ударная группа, уничтожающая материальную часть и личный состав. В нее включаются бомбардировщики в штурмовики; группа прикрытия, состоящая из истребителей, и, наконец, третья группа уничтожает зенитную оборону аэродрома.

Последовательность ударов, как показал опыт, должна быть следующая. Первый удар наносит группа, выделенная для уничтожения зенитной обороны аэродрома, Она подавляет своим огнем огневые точки противника. Второй удар наносят бомбардировщики, сбрасывая бомбы на аэродром. И третий удар (с небольшим интервалом по времени) осуществляют штурмовики, уничтожая материальную часть и личный состав.

Группа прикрытия (как бомбардировщиков, так и штурмовиков) при благоприятной обстановке обязана своим огнем принимать участие в разгроме вражеского аэродрома.

Всякий аэродром (а в особенности базовый) представляет собой достаточно живучую цель. Вывести его совершенно из строя одним ударом, хотя бы и сильной группы, невозможно. Поэтому необходимо организовать ряд последовательных налетов. Если есть возможность, то рекомендуется наносить удары одновременно по нескольким аэродромам, в том числе и по передовым, с меньшим количеством базированных на них самолетов.

Штаб должен тщательно организовать встречу бомбардировщиков и штурмовиков с прикрывающими их истребителями. Наш опыт показывает, что сбор легче всего проходит над аэродромами истребителей. Бомбардировщики, подойдя к аэродрому на установленной высоте, делают левый круг, и обычно уже готовые к вылету истребители успевают подняться и пристроиться на одном круге.

Успех налета во многом зависит от организации сбора на одном из аэродромов всех ведущих командиров групп. Личная договоренность ведущих и совместная проработка ими заданий под руководством старших командиров дают возможность добиться полной ясности задачи и порядка ее выполнения.

Приведем несколько примеров наиболее удачных налетов нашей авиации на аэродромы противника. В штурмовке Н-ского аэродрома участвовало до 40 наших истребителей, распределенных на 4 группы и эшелонированных по времени с интервалом в 3—5 минут. Летчики-истребители появились над аэродромом противника перед наступлением темноты. Правильно произведенный заход со стороны солнца обеспечил удачную атаку зенитных точек. Огонь их был подавлен. На 70 самолетов врага, расположенных рядами, обрушился беспощадный огонь последующих групп. Пытавшихся взлететь наши летчики сразу подбивали и, встав в круг, уничтожали материальную часть и личный состав, пока полностью не израсходовали боекомплекты. В результате этого налета было уничтожено до 40 самолетов.

В сентябре сводная группа штурмовиков и истребителей нанесла такой же по силе удар по другому базовому аэродрому противника, в пункте Л. Боевые штурмовики под командованием старшего лейтенанта Смышляева, используя облачность, неожиданно налетели на этот аэродром и уничтожили здесь до 30 самолетов противника.

Накануне 24-й годовщины Октябрьской социалистической революции наши летчики нанесли еще несколько крепких ударов по вражеским аэродромам. Бомбардировщики группы майора Сандалов и истребители, которыми командуют майоры Романов, Мищенко и Благовещенский, одновременным ударом по двум аэродромам уничтожили до 40 фашистских самолетов.

Так летчики нашего фронта успешно уничтожают вражескую авиацию на земле. Опыт этих налетов дает основание для некоторых выводов. Штабы должны ясно представлять, что удар по аэродромам – это наиболее эффективное средство борьбы с вражеской авиацией. Нужно настойчиво вести разведку, отыскивая аэродромы противника. Успех разгрома их зависит от правильной и четкой организации налета.

Воздушные бои

Славные сталинские соколы зорко следят за всеми изменениями в тактике противника. Учет, обобщение и использование на практике этого боевого опыта – один из важных участков работы штаба.

С изменением погоды, часто характеризующейся теперь облачностью, несколько видоизменилась и тактика врага. Немцы, как правило, используют облачность для внезапных атак. Они находятся выше облаков и наблюдают в «окна». Заметив наши самолеты, противник вываливается из облачности и атакует обычно сзади, быстро уходя обратно вверх.

В каких строях чаще всего летают истребители противника на нашем фронте?



Метод атаки четверки немецких истребителей из-за облаков по нашим атакующим самолетам.

Строй пары – один в хвост другому – обычный строй ведущих разведку «Ме-109», причем второй, идя сзади на дистанции 100—150 м, защищает впереди идущего.

Строй четырех самолетов в правом пеленге на интервалах и дистанциях в 100—150 м. Этот строй обеспечивает маневренностъ и огневую поддержку впереди идущих. Он дает возможность быстро встать в вираж, хотя вражеские истребители воздушного боя на виражах, как правило, избегают, пытаясь вести его по вертикали.

Строй пеленга двух пар с интервалами и дистанциями между парами от 200 до 400 м, а в паре – от 75 до 100 м.

Строй четверки фронтом на интервалах 100—150 м. Применяется этот строй для разведки участка фронта прочесом. Этот строй удобно атаковать, так как в группе нет огневого взаимодействия.

Строй двух пар фронтом, эшелонированных по глубине на 300—400 м, с сохранением огневого взаимодействия. При этом порядке наши истребители атакуют заднюю пару, стремясь отсечь ее от первой.

Строй клина истребители противника не применяют совсем, в редких случаях им пользуются бомбардировщики «Ю-88».

Наши летчики-истребители старший лейтенант Дмитриев, лейтенант Пидтыкан, капитан Кузнецов и ряд других мастеров воздушного боя выработали свои правила уничтожения фашистских стервятников. «Ме-109» надо бить атакой в лоб и еще лучше спереди сверху под углом в 45 градусов, поражая экипаж и мотор.

Уходящий от атак бомбардировщик «Ю-88» с задиром или снижением представляет наивыгоднейшее положение для стрельбы из лобовых пулеметов.

Атаки сзади сверху или сзади снизу менее эффективны, ибо летчик защищен броней и труднее поразить мотор.

Атаку бомбардировщика наши летчики рекомендуют вести следующим образом. Первая атака: сверху сзади или сбоку по стрелку в целях ликвидации верхней точки. Вторая атака: сверху спереди под углом в 45°, поражая экипаж и моторную группу.

Атаки сзади снизу и сзади сверху бомбардировщиков типа «Ю-88», «Хе-111», «До-215» значительного эффекта не дают в более опасны для атакующего, ибо он попадает в сферу огня верхней или нижней пулеметной точки.

Опыт мастеров воздушного боя штабы обязаны немедленно передавать в другие части, воспитывая на них молодой летный состав. Конференции боевого актива, проводимые не менее двух-трех раз в месяц, в части, которой командует полковник Ерлыкин, посвященные вопросам тактики воздушного боя, обобщившее опыт лучших бойцов, приносят большую пользу.

Майор Н. Жильцов.