Передовая статья
// Сталинский сокол 18.12.1942

Боевым вылетам – отличное техническое обеспечение

Наступила вторая военная зима. Климатические условия этого времени года сами по себе затрудняют боевые действия. Суровые морозы, снегопады, метели, короткие дни усложняют работу лётного и технического состава. Но обстоятельства требуют, чтобы советская авиация текущей зимой не только не ослабила силу своих ударов по врагу, но, наоборот, усилила их, не давая противнику ни единой минуты передышки.

Добиться систематических, круглосуточных действий наших самолётов – основная задача всего коллектива ВВС. Выполнить такую сложную задачу можно только при условии постоянной боеготовности материальной части, что в свою очередь пред'являет повышенные требования к инженерно-техническому составу.

Боеготовность части определяется не только отличным состоянием машин, но и возможностью быстрейшего выпуска их в воздух. Немедленный взлёт в первую очередь достигается скорым запуском моторов. Но в мороз их нельзя запустить без прогрева. Неустанно следить за температурой воды и масла – важнейшая обязанность технического состава. Халатное отношение к этому приводит иной раз к тяжёлым последствиям. Так, например, в части, где старшим инженером работает инженер-майор Ступиченко, произошёл случай размораживания мотора. Самолет вышел из строя.

Инженерно-техническому составу всех частей необходимо овладеть методом одноблочного подогрева с разжижением масла, значительно сокращающим сроки готовности материальной части.

Быстрый запуск авиамоторов обеспечивается наземными средствами. Технические руководители частей обязаны повседневно интересоваться состоянием подогревателей, ВМЗ, печек Гончарова и тому подобным инвентарём. Не ждать, когда эти агрегаты выйдут из строя и затем пенять на БАО, а помогать тыловым органам во-время осматривать оборудование и налаживать профилактический ремонт. Кстати, следует сказать о переходе на подогреватели нового типа. Жизненно важный вопрос – экономия горючего – в авиачастях всё чаще разрешается созданием наземного оборудования, работающего не на бензине, а на дровах, угле, торфе. Такие мероприятия нужно всемерно приветствовать. Но переход на твёрдое топливо ни в коей мере не может служить причиной увеличения сроков подготовки самолётов к вылету.

Тщательный контроль и всестороннее обеспечение работы техсостава имеют особенно большое значение зимой. В морозы производить ремонт на самолётах и моторах труднее, значит легче допустить промах. Чтобы этого не случалось, необходима постоянная проверка действий подчиненных. Мероприятием, организующим труд, а следовательно, и уменьшающим возможность неполадок, являются планы работ. Однако кое-где зимой о них забывают. Такое отношение к планированию, кроме вреда делу, ничего не даёт.

Механик самолёта ведает большим и сложным хозяйствам. От его работы в первую очередь зависит состояние всех агрегатов. Создавать механикам необходимые условия для работы – первейшая забота руководящего инженерно-техиического состава. Тёплые землянки-каптерки с набором запасных деталей, расходным материалом и простейшим верстаком с тисками – обязательная принадлежность каждого подразделения. Зимой тёмное время суток куда больше дня. Значит, всегда должны иметься средства освещения, позволяющие работать ночью.

Чистить пушки и пулемёты, монтировать их, снаряжать боекомплекты во время морозов труднее, чем в летние дни. Снег, падающий на оружие, тающий при стрельбе, а затем превращающийся в лед, является зачастую причиной многих задержек. Поэтому так важно внимательно осматривать оружие перед вылетом, удалять с него снег и лёд, аккуратно смазывать.

Зимой повышается роль прибористов. Летом редко приходится прибегать к полетам вслепую. Зимой – это обычное явление. Вместе с тем важнейшие пилотажные приборы в зимних условиях, подвергаясь обледенению, могут выйти из строя. Стало быть, необходимо содержать в образцовом порядке все агрегаты и в первую очередь их обогревательные системы.

От работы ПАРМ'ов также в значительной степени зависит своевременное обеспечение боевой деятельности авиачастей. Зимой усложняется выполнение ряда работ, особенно по дереву. Тёплое помещение и средства нагрева – необходимые условия при клейке. Эта простая истина давно всем известна. Однако, например, на Северо-Западном фронте работники некоторых ПАРМ'ов целиком понадеялись на БАО, а когда последние не сумели вовремя подготовиться к зиме и оборудовать помещения, то ремонтники «умыли руки». Такая практика ошибочна. Война не ждёт. Нельзя, наблюдая бездействие другого, ничего не делать и самому.

Зимой чаще, чем летом, бывает плохая погода. Надо эти дни использовать для учёбы. В частях обычно уделяют внимание только росту рядовых механиков и техников. А руководящий состав, как правило, учится мало и без всякой системы. Это положение должно быть в корне изменено. Организовать занятия не так уж трудно. Вот, например, в части, где старшим инженером работает инженер-полковник Захаров, нашли и время, и место, и пособия и, наконец, высококвалифицированных руководителей для учебы инженерно-руководящего состава. Хотя эти занятия проводятся не чаще 2–3 раз в месяц, однако, как уже показала практика, они себя целиком оправдывают.

Молодой технический состав в сильные морозы зачастую не умеет толком запустить мотор. Для устранения этого пробела следует использовать каждую пробу ВМГ, натренировать малоопытных в быстром и чётком запуске мотора.

Сейчас налицо все условия для рационализаторской и изобретательской работы. Подогревательные печи Кулькова и Мостовщикова, работающие на твёрдом топливе, ВМЗ, переоборудованные под дрова изобретателями Астраханцевым, Быковым, Гориным и другими, сооружение остроумных зимних стационарных водомаслогреек в БАО, где командиром майор Логиновский, и т. д. – разве это не примеры, достойные подражания? Обеспечение боевых вылетов в холодное время года остаётся таким вопросом, над которым надо еще много поработать нашим рационализаторам и изобретателям.

Маневренные боевые действия в зимнее время в значительной степени затруднены климатическими условиями. Авиачасть, перелетевшая на новый полевой аэродром, может приступить к немедленной боевой работе только в том случае, если самолёты сразу же получат соответствующее техническое обеспечение. Такая задача решается нелегко. Успех может быть достигнут лишь при условии предварительной и тщательной разработки вопросов перебазирования технического состава и материальных средств с последующим безукоризненным проведением такого плана в жизнь.

Содержанием материальной части в образцовом состоянии, высокой боеготовностью самолётов и отличным качеством ремонта инженерно-технический состав должен и впредь обеспечивать бесперебойную боевую работу наших военно-воздушных сил.