Герои публикации:

Кузьмин П. (автор)

Инженер-капитан П. Кузьмин 

Борьба с конденсатом воды
// Сталинский сокол 18.12.1942

При зимней эксплоатации моторов М-105 на самолетах «Пе-2», «ЯК-1» и «ЛАГГ-3» наблюдаются случаи ненормальной работы бензопомп БНК-10 и БНК-12 (увеличивается давление бензина) и перенаддува, даваемого регулятором постоянного давления до 1100–1200 мм. ртутного столба. Эти дефекты происходят в основном от попадания в агрегаты конденсата воды из нагнетающей системы мотора.

В нашей части причины изменения работы БНК и РИД были вскрыты следующим образом. При пробе на земле одного из моторов «Пе-2» бензопомпа давала большое давление бензина. Карбюраторы не могли принять всего горючего, поступавшего от помпы, и бензин выливался во всасывающие коллекторы и дальше через дренажную систему наружу.

При осмотре бензопомпы в замембранной полости был обнаружен лёд. Редуктор агрегата оказался замороженным.

Анализируя случай, мы выяснили, что во всасывающий патрубок мотора при рулении затягивалась снежная пыль, которая, пройдя через нагнетатель, превращалась в конденсат воды. Этот конденсат, увлекаемый потоком воздуха в виде эмульсии, передвигался по нижней стенке всасывающего коллектора и на своём пути попадал в торцевое сверление штуцера и дальше по трубопроводу в замембранную полость бензопомпы. Сам штуцер на моторах ранних выпусков производственно выполнен так, что в полностью ввернутом положении верхний его обрез выступает всего на 2–3 мм. над нижней стенкой всасывающего коллектора мотора.

Чтобы в дальнейшем избежать попадания конденсата воды из нагнетающей системы в бензопомпу, по моему предложению на всех моторах ранних выпусков штуцер был удлинен на 15 мм. специальной трубкой, вставленной во внутрь его торцевого сверления. Верхний конец этой трубки имел срез, направленный навстречу потоку воздуха, идущего от нагнетателя мотора.

После такого мероприятия у нас больше не произошло ни одного случая непроизвольного увеличения давления бензина на помпах БНК-10 и БНК-12.

При зимней эксплоатации мотора М-105 было установлено наличие в регуляторе постоянного давления конденсата воды, который, замерзая, нарушал связь РПД с нагнетающей системой мотора, что приводило к перенаддуву. Рк доходил до 1100–1200 мм. Вода попадала в РПД таким же путём, как и в бензопомпу.

Так как связь РПД с нагнетающей системой аналогична проводке между бензопомпой и мотором, то и этот дефект был устранен удлинением на 15 мм. штуцера ввода во всасывающий коллектор трубки от РПД.

Описанные случаи попадания конденсата воды в замембранную полость бензопомпы и к РПД приводят не только к увеличению давления бензина и наддува, но и представляют собой большую опасность в пожарном отношении.

Инженер-капитан П. Кузьмин.
Действующая армия.