Головатый Ферапонт Петрович

Кожевников Савелий Герасимович

Лаптев

Лиханин Павел Денисович

Назаров Лев Егорович

Шишкин Василий Иванович

Бобров Николай Николаевич (автор)

* * *

Принадлежность:

43 иап

Николай Бобров 

Самолёты саратовских колхозников
// Сталинский сокол 18.12.1942

На крутом берегу Волги, среди яблоневых душистых садов, которые стоят сейчас запорошённые инеем, раскинулся богатый колхоз «Сигнал революции».

В один из осенних дней, когда мелкий дождик поливал обнажённые, почерневшие ветви яблонь, в колхозном клубе собрались крестьяне, чтобы обсудить вопрос, какой подарок преподнести Красной Армии в честь 25-й годовщины Великого Октября. Кто-то из присутствующих – до сих пор колхозники не могут вспомнить, кто именно, – предложил собрать деньги, купить на них боевой самолёт и подарить его Красной Армии.

В первое мгновение это предложение некоторых ошеломило своей необычностью, но спустя несколько минут оно уже казалось вполне реальным. Колхозники шумно и деловито заговорили о том, как осуществить смелую идею.

– Мысль добрая... – поднялся из-за стола Павел Денисович Лиханин, председатель колхоза, – но у меня вот какая думка на сердце: под силу ли нам? Она, вишь, какая машина-то, поди денег много стоит...

– Осилим. Павел Денисыч, – раздались голоса.

Никто из присутствующих не знал цены боевого самолёта, но это не остановило колхозников, и они решили послать в город Н., на авиационный завод, делегацию, которая должна была узнать стоимость самолёта и можно ли сделать заказ на его постройку.

Директор авиазавода, подумав немного, сказал:

– Можно построить самолёт. Хватит ли только денег у вас, товарищи колхозники?

– Хватит, уважаемый! – с уверенностью ответили делегаты. – Ты только покажи нам её поближе, машину-то...

Директор повёл колхозников в цехи. Ошеломленные грохотом падающих молотов и звоном дюраля, крестьяне колхоза «Сигнал революции» всё же не отрывали глаз от стапелей, от распростёртых повсюду крыльев, ходили от одной машины! к другой, похлопывали ладонью по бортам, словно пробовали их прочность.

Серьёзный подарок!

Вернувшись в деревню, председатель делегации Лиханин держал перед колхозниками речь.

– Ну, что ещё вам добавить? – закончил он. – Директор завода, как я уже говорил, сначала удивился, а потом согласился и даже пообещал построить самолёт вне очереди. Дело за вами теперь...

– За нами не станет! – послышалось со всех сторон.

И колхозники, не теряя времени, разбрелись по избам. Вскоре они снова появились в клубе, держа в руках пачки кредиток. Каждый подходил к столу президиума и вносил деньги наличными. Поднялся на клубную сцену и Савелий Герасимович Кожевников, отец пяти фронтовиков.

– Может, кому из пяти моих сынов приведётся наш самолёт на фронте повидать, прочитают на машине «От колхоза «Сигнал революции», поймут, что отец их не зря в колхозе сидит, а тоже как бы воюет, – сказал взволнованно Савелий Герасимович и передал председателю 500 рублей.

Один за другим подходили к столу садоводы, пасечники, девушки-комсомолки, доярки, жёны фронтовиков, школьники. А в это время по избам пошли активисты-колхозники. Их уже ждали на крылечках, держа деньги в руках.

Много десятков тысяч рублей собрал колхоз «Сигнал революции». И вскоре самолёт, построенный на эти деньги, сошёл с заводских стапелей. Колхозники сообщили командованию Сталинградского фронта о своём желании передать боевую машину защитникам города-героя.

Спустя несколько дней на крутой берег великой русской реки прибыл Герой Советского Союза майор В. И. Шишкин, командир авиаполка. Это был защитник волжской твердыни, лично сбивший в сражениях за Сталинград девять вражеских самолетов и 15 – в групповых воздушных боях. Его часть только за последнее время уничтожила в воздухе 30 фашистских машин.

Сколько задушевных слов было сказано в тот день, когда на земле колхоза «Сигнал революции» появился герой Сталинграда! Говорили коротко, но ярко, давали наказ герою нещадно бить врага на построенном колхозом самолёте.

– Я тебя прошу, Василий Иванович, – говорил колхозник-пасечник Савелий Кожевников, обращаясь к майору Шишкину, – когда будешь бить немцев, летай так, чтобы они, собаки, хорошо видели нашу надпись. Пусть знают, что громить ты их на колхозном самолёте!

Рассказали колхозники в тот день, что они выполнили все обязательства перед государством, что будут работать ещё лучше, ещё больше будут давать продуктов Красной Армии.

Майор Шишкин, тронутый подарком колхозников, ответил:

– Завтра я, друзья, на вашем самолёте улечу на Сталинградский фронт. Утром промчусь над колхозом.

С самого раннего утра следующего дня в колхозе «Сигнал революции» царило оживление. Все крестьяне покинули избы и глядели на небо, ожидая появления самолёта. И вот в синеве ясного утра показалась маленькая точка. Это летел майор Шишкин. Приблизившись к деревне, он снизился и прошёл бреющим над восторженной толпой.

– Наш летит!

– Василий Иванович!

– На нашем самолёте!

Лётчик не слышал приветственных возгласов, но он чувствовал радость колхозников и разделял их гордость всем своим отважным сердцем пилота. Он сбросил вымпел. Деревенские мальчишки опрометью кинулись по огородам на зады, куда уже опустилось короткое воздушное письмо.

«До свиданья, мои дорогие друзья! – писал Герой Советского Союза. – Лечу на фронт бить немца. Желаю вам успеха в труде. Ваш Василий Шишкин».

По почину колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района могучее движение по сбору средств на постройку самолётов развернулось во всей Саратовской области. Колхозники Хвалынском района за три дня собрали миллион рублей. Крестьяне Краснокутского района передали Н-скому авиазаводу деньги на постройку 14 самолётов. Крестьяне Новоузенского района не только собрали свыше 2 миллионов рублей, но и привезли на санях в подарок рабочим авиазавод 820 пудов пшеницы и 70 пудов мяса. Старик-пастух Лев Егорович Назаров из Ртищевского района внёс 1.500 рублей.

Тот, кто бывал в эти дни на собраниях, где колхозники обсуждали вопрос о сборе средств на строительство самолётов, видел, как велико стремление крестьян помочь Красной Армии, как непреклонна их воля отстоять родину от немца-поработителя. Даже заядлые «молчальники», те, кто ни на каких собраниях не выступал, говорили теперь горячие, подчас нескладные и оттого еще более волнующие речи.

А на Н-ский авиазавод продолжали из разных районов области приезжать заказчики. Это были и румяные молодухи, и старушки, закутанные в шерстяные платки, и старики в овчинных тулупах, в огромных растоптанных валенках и с кнутовищами в руках. Все они робко входили в кабинет директора, озирались по сторонам, но вскоре осваивались с непривычной для них обстановкой и через час-два смело, как, хозяева, ходили по самолётостроительным цехам, облюбовывали машину и тут же, на заводе, оформляли заказ.

И каждый день с заводского аэродрома улетали на Сталинградский фронт боевые машины, построенные на средства колхозников Саратовской области. В рёве моторов боевых самолётов, в грозном стрекоте бортовых пулемётов, в грохоте пушек зазвучат голос нашего народа, живущего одной мыслью: защитить отечество от фашистского зверья, разгромить гитлеровцев, изгнать их с родной земли.

Колхозники, провожая машины, вручали экипажам для передачи боевым лётчикам письма, написанные неровным, прыгающим почерком. В этих письмах они желали сталинским соколам успехов, приглашали в гости, рассказывали о своих трудовых буднях, просили сообщать о боевых делах. И с фронтов незамедлительно приходили весточки. Лётчики писали, как они истребляют на «колхозных» самолётах фашистских оккупантов.

Ровно через месяц после того дня, когда первый самолёт «Сигнал революции» улетел на фронт, майор Шишкин вновь посетил колхоз и рассказал о боевых делах части. Тепло встретили колхозники своего друга. Они узнали от него, что лётчики части за этот месяц сбили в воздушных боях и на аэродромах 13 немецких самолётов.

– Ваш подарок – замечательный боевой самолет – в надежных руках, – говорил воздушный боец. – Ваша машина стала грозой для фашистов.

Движение, поднятое колхозниками Саратовской области, разрасталось, ширилось.

И вот наступил декабрьский день, когда секретарь Саратовского обкома ВКП(б) тов. Комаров телеграфировал товарищу Сталину о том, что колхозники и колхозницы Саратовской области собрали из своих сбережений 33.500.000 рублей на строительство боевых самолётов в подарок Сталинградскому фронту.

Товарищ Сталин ответил колхозникам и колхозницам Саратовской области на имя секретаря Саратовского обкома ВКП(б) тов. Комарова: «Передайте саратовским колхозникам и колхозницам мой братский привет и благодарность Красной Армии».

Ответ вождя глубоко взволновал всех колхозников Саратовской области. Они не только продолжали вносить новые и новые вклады в фонд победы над гитлеровскими бандами, но и увеличивали темпы хлебопоставок, везли хлеб для Красной Армии из личных запасов.

Известие о том, что товарищ Сталин выразил колхозникам и колхозницам Саратовской области благодарность от Красной Армии, взволновало и колхозника артели «Красный труд» 80-летнего старика Лаптева. Крепко помнил дед, как гнул спину на помещиков, как работал за гроши на барщине.

– Этих самых помещиков немцы понавезли теперь в захваченные районы, – говорил дед, – притесняют колхозный народ, мечтают нашу вековечную землю захватить. Да не бывать этому! Не допустит Красная Армия! Только мы должны ей помогать. Вношу на строительство самолётов тысячу рублей.

Каждый старался внести посильную лепту в общее дело. Среди многих был и колхозник-пасечник Головатый Ферапонт Петрович из колхоза «Стахановец» Новопокровского района, решивший внести сумму, на которую можно построить боевой самолёт.

– Этот год был хороший, медоносный, – рассказывает старый пасечник. – За перевыполнение плана дали мне премию – 3 центнера мёда. При продаже мёда, хлеба и мяса, которые мне причитались в колхозе, получил я 100.000 рублей. Вот и хочу ассигновать их на самолёт.

У меня с немцем давние счёты. Три года воевал с ними в прошлую войну. Еще тогда узнал я их подлые повадки. Народ нахальный, жестокий. Руки загребущие, до чуткого добра жадные. С той поры ненавижу я их люто. Я тогда командиром пулемётной команды служил, бил немцев нещадно, однажды с 7 солдатами 11 немцев в плен взял. Они хитрые, а я их хитрее. Бывало, поставлю пулемёт, постреляем полчаса – и на новое место. Они за мной никогда угнаться не могли. Ну, а нынче за меня с фашистами 2 сына и 3 зятя бьются.

Люблю свою родину и желаю, чем могу, подсобить ей. Своевременно поможем фронту – ещё богаче будем!

Не знаю, кто самолёт, построенный на мои деньги, в бой поведёт. Но все же я ему скажу: «Бей без промаха немцев, громи проклятых!».

Каждый день приносит новые вести из районов Саратовской области о продолжающемся сборе средств на постройку самолётов. Новые самолёты, поблескивая в лучах декабрьского солнца, поднимаются с заводского аэродрома и берут курс на фронт.

Советская деревня даёт новое грозное оружие своим сынам, таким же бывшим колхозникам, как Герой Советского Союза майор Шишкин.

На сегодня средства, собранные колхозниками Саратовской области на постройку самолётов, выражаются цифрой около 50.000.000 рублей. Колхозники щедро несут свои трудовые деньги на алтарь победы.

Бейте же врага, гордые соколы страны Советов, жгите его, истребляйте, проносите вихрем над ненавистными фашистами колхозную богатырскую силу. Обрушивайте эту великую силу советской земле, ярость народного гнева на голову врага. И пусть благородный порыв тружеников родной земли вдохновит вас на ещё большие подвиги!

Николай Бобров.