Кузнецов

Решетов Алексей Михайлович

Сугак Василий Никитович

Трощенко Яков Александрович

Шаповалов

Сидоров Иван Дмитриевич (автор)

* * *

Принадлежность:

273 иап

Подполковник И. Сидоров 

Воздушная разведка
// Сталинский сокол 25.12.1942

(Из опыта боев под Сталинградом)

Всякая наступательная операция обречена на неудачу, если командование не располагает достаточными, хорошо проверенными разведданными. Сталинградская операция характерна тем, что здесь исключительно эффективно была использована вся разведслужба. Но решающая роль принадлежала воздушной разведке.

Во время подготовки наступления наша воздушная разведка тщательно изучила все основные группировки противника. В частности, нами своевременно была обнаружена кавалерийская дивизия, местонахождение которой никак не удавалось вскрыть наземной разведке. Дивизия передвигалась быстро и скрытно. Наземное командование могло сообщить нам только предполагаемый район, где находится штаб кавалеристов. Летая в сложных метеоусловиях, воздушные разведчики обнаружили кавалерийскую дивизию и уже не выпускали её из поля зрения до начала наступления. Так, благодаря непрерывности разведки командование получило ценные данные о силах противника на нашем левом фланге. Так же своевременно воздушная разведка вскрыла передвижение танковой дивизии в южном направлении. Разведчики обнаружили мотомехчасти в момент их выгрузки. И опять же решающую роль сыграла непрерывность разведки.

Одна из основных задач, с успехом решённая воздушной разведкой, – это вскрытие группировок противника непосредственно перед фронтом наших войск. Были тщательно обследованы все балки, овраги, населённые пункты. В направлении главного удара была сфотографирована оборонительная полоса противника. Таким образом, за 3–4 дня до начала наступления наземное командование получило от воздушной разведки исчерпывающие данные о силах противника.

Перед началом наступления мы имели тщательно разработанный план разведки поля боя и подходящих резервов. Он отражал все запросы наземного командования. Мы выделили в распоряжение штабов подвижные наземных групп специальные экипажи разведчиков. Аэродром, на котором они базировались, по радио был связан со штабом наземной группы. Рации самолетов-разведчиков работали на одной волне с рацией штаба наземной мотомехгруппы, которому они были приданы.

Разведчики должны были через каждые час-полтора просматривать поле боя. Когда штаб группы начал передвигаться вперёд, истребители-разведчики курсировали вытянутой восьмеркой перед наступающими частями, всё время информируя о положении дел на поле боя. Одновременно перед ними была поставлена задача непрерывно информировать командований о местонахождении наших передовых мотомехчастей, что очень важно в условиях маневренной войны.

Однако неблагоприятные для действий авиации метеоусловия несколько нарушили намеченный нами план разведывательной работы. Но даже то, что удалось сделать, оказалось очень полезным для наземного командования. В частности, в первые же дни наступления неоценимую услугу оказали самолёты «У-2». Когда нам стало очевидно, что из-за плохой погоды мы не можем всесторонне использовать своих истребителей-разведчиков, мы прибегли к помощи «У-2». С бреющего полёта лётчики подразделения, которым командует тов. Кузнецов, в чрезвычайно трудных условиях проводили разведку поля боя и районов, занимаемых нашими подвижными частями. Эти же лётчики непрерывно информировали наше командование об общей картине наступления, о том, где находятся передовые подвижные части.

Экипажи «У-2» проявили в эти дни исключительный героизм. Некоторые лётчики производили посадку буквально вместе со вступившими в село наземными частями.

Главная задача, от решения которой зависел успех операции, – это своевременное предупреждение наземного командования о возможной перегруппировке ранее обнаруженных войск противника. Этому была подчинена вся работа воздушной разведки. Она велась преимущественно в полосе наступления подвижных групп. Кроме того, под наблюдением находились фланги на расстоянии 30–50 км. Выполнение этой задачи было поручено истребителям-гвардейцам подразделения, которым командует тов. Трощенко.

Опыт показал, что наиболее успешно воздушную разведку в полосе наступления может вести истребитель. Благодаря его хорошей маневренности и большой скорости мы могли быстро перенацеливать разведчика с одного направления на другое. Истребителям приходилось иногда вести разведку на высоте 50 м. Для «Пе-2» это, конечно, – очень сложное дело. Благодаря истребителям-разведчикам наземное командование, в частности, во-время получило данные о том, что из района Карповской выдвигаются до 50 танков во фланг нашей наступающей группе.

Метеоусловия заставили истребителей-разведчиков изменить методы их работы. Обычно они отправлялись на разведку парами: первый вёл разведку, второй прикрывал его хвост. Но из-за плохой погоды создалась опасность, что один истребитель в воздухе будет терять другого. Тогда мы перешли на разведку одиночными самолётами. Для этой цели использовали не только истребителей, но и штурмовиков. Естественно, что такие задания – разведка одиночным самолётом – поручались наиболее опытным лётчикам, умеющим в любой момент восстановить ориентировку. Истребители-гвардейцы Решетов, Сугак и другие показали, что одиночный самолёт с успехом может вести разведку.

Одновременно с разведкой поля боя мы вели на самолётах «Пе-2» глубокую разведку. Наша дальняя разведка во-время обнаружила подвоз танков противника (на 40 платформах). Она же донесла о продвижении 2.000 всадников.

В сталинградской наступательной операции наши подвижные части быстро рванулись вперёд. Создалась угроза отставания воздушных разведчиков от движения наступающих мотомехчастей. Тогда мы организовали особую разведгруппу на одном из самых передовых аэродромов. Мы сразу же почувствовали плоды такого перебазирования. Истребители взяли под наблюдение значительно более глубокую полосу перед наступающими войсками.

В один из дней нашего наступления нам стало известно, что где-то на юго-западном направлении двигается большое количество моточастей противника. Для разведки было решено использовать «Пе-2», хотя в этот день облака низко висели над землёй. Экипаж старшего лейтенанта Шаповалова повел разведку на «Пе-2» с высоты 50-100 метров. Шаповалов отлично выполнил эту весьма сложную задачу, обнаружив до 400 автомашин с пехотой.

Битва на берегах Волги продолжается. Враг упорно сопротивляется. И нашей разведке ещё много нужно поработать, чтобы враг под Сталинградом был уничтожен.

Подполковник И. Сидоров
Район Сталинграда.