Газета Сталинский сокол -- 1941, 14 сентября


Сторожаков Алексей Николаевич

Петров Георгий Георгиевич

Антонов Леонид Владимирович

Земляной Владимир Георгиевич

* * *

Принадлежность:

154 иап

В. Земляной 

Летчик Сторожаков
// Сталинский сокол 14.09.1941

Герои отечественной войны

Действующая армия. (Наш спец. корр.). Экипаж фашистского разведчика, поинтересовался, кто сбил их самолет.

– Очевидно, один из ваших старых «ассов», – высказал предположение штурман, обращаясь в капитану Петрову. – Только большой мастер мог одержать эту победу, – подчеркнул он самоуверенно. Капитан улыбнулся и коротко ответил: Сбил вас старший лейтенант Сторожаков. Старый он или нет судите сами.

И он указал на командира. Перед немцами стоял молодой, крепко слаженный человек. Его руки стиснули поясной ремень. Гневным взглядом он осматривал фашистов, с которыми несколько минут тому назад дрался в воздухе. Вся его фигура дышала ненавистью к врагу. Немец увидел советского летчика и заискивающе протянул ему руку.

– О фашистскую мразь не хочу руку пачкать, – не двигаясь с места, отчеканил Сторожаков. – Скажите ему, товарищ капитан, что я не в цирке выступаю, а родину защищаю от немецких варваров, которых мы будем уничтожать до последнего.

Лютая ненависть к врагу и беспредельная любовь к родине дают этому летчику неисчерпаемые силы для борьбы с фашистами. Он сбил восемь вражеских самолетов сам и пять – вместе с ведомыми. Эта победа далась не легко. Она выиграна в смертельных схватках с врагом и свидетельствует о мастерстве и мужестве летчика.

Подводя итоги своим боям, тов. Сторожаков говорит:

– Побеждать, значит первому нападать на врага. Самому искать боя и в любых условиях выручать товарища.

Этих правил он строго держится сам и прививает их подчиненным.

Однажды он в составе звена сопровождал бомбардировщики. Над целью группу самолетов встретили девять вражеских истребителей. Сторожаков, не задумываясь, пошел в атаку. Сомкнутый строй звена и инициатива боя сразу же принесли победу: в первой атаке был сбит один «Мессершмитт». После этого командир поставил тройку своих самолетов в общий круг. Прикрывая друг друга, летчики сумели сбить еще четыре самолета противника. Оставшиеся четыре истребителя – бросились бежать. Наши самолеты вернулись на аэродром в полной сохранности.

В последующих боях, находясь даже в невыгодном положении по отношению к противнику, старший лейтенант стремился первым навязать бой.

Как-то семь самолетов «Мессершмитт-110» налетели на наш аэродром. Враг пытался внезапным налетом уничтожить на земле материальную часть. Самолеты уже были над аэродромом, когда, Сторожаков только сел в кабину своего истребителя. Взлетел один. Фашисты набросились на одиночный самолет, пытаясь расстрелять его на взлете. До высоты 50 метров Сторожаков упорно вел машину, набирая скорость. Четыре вражеских самолета, с двух сторон вели беспрерывные атаки. Зажигательные пули пронизывали кабину, дробили фюзеляж. Но Сторожаков твердо вел свой самолет вперед. Набрав скорость, он внезапно развернул машину в сторону врага и на вираже короткой очередью сразил одного из фашистов. Остальные еще пытались воспользоваться своим преимуществом и уничтожить Сторожакова, но он мастерски отражал атаки, навязывая бой то одному, то другому фашисту. Не выдержав смелых контратак, немцы бежали, а старший лейтенант благополучно посадил самолет на свой аэродром. Характерно, что в этом бою на самолете Сторожакова было разбито управление: руль глубины и триммера. Но летчик сумел посадить машину без рулей, поддерживая ее мотором.

Самым же сложным Сторожаков считает бои с маневренным разведчиком. Имея огромный диапазон скоростей, маневренность и большую огневую мощь, этот самолет является серьезным противником скоростного истребителя. Бои с таким самолетом Сторожаков вел в течение 30 минут. Он начался на высоте 3.000 метров и окончился у самой земли. Главным преимуществом врага был маневр на скоростях. В момент атаки фашист замедлял скорость настолько, что истребитель проносился мимо, не успев дать хотя бы короткую пулеметную очередь. После атаки немец всякий раз пытался уйти с потерей высоты. Как ни изворачивался враг, все же он не ушел от советского летчика. Будучи ранен в шею, старший лейтенант Сторожаков довел бой до победного конца, расстреляв врага у земли.

– Из этого боя, – рассказывает тов. Сторожаков, – я сделал такой вывод: разведчика и бомбардировщика надо бить парой. Взять врага в клещи, лишить его маневренности и своим огнем сначала уничтожить стрелка, а затем зажечь моторы.

II этот вывод вновь был подтвержден опытом. В паре с Антоновым Сторожаков встретил бомбардировщик типа «Ю-88». Атаку довели по заранее разработанному плану: мощь двух истребителей была обрушена на стрелка. Покончив с них и таким образом обезопасив себя, летчики начали бить по моторам с близкой дистанции. Бой был недолгим. Самолет вспыхнул ярким факелом и пошел вниз.

Сторожаков сторонник в паре вести бой и с истребителями противника. Он находит, что от этого значительно увеличиваются маневренность и взаимная поддержка. Если вылетает груша, она также должна делиться на пары, а не на звенья. И особенно важно, чтобы между парами была радиосвязь.

Патрулируя в одном районе четверкой, старший лейтенант получил по радио от капитана Петрова сообщение: «Противник выше вас». А затем: приказ: «Атакуем одновременно, вы справа».

– Не будь радиосвязи, – рассказывает тов. Сторожаков, – я, возможно, и не увидел бы вражеского самолета, не сумел бы своевременно поддержать товарищей. Благодаря связи мы быстро расправились с «Юнкерсом».

* * *

На аэродроме в кустарнике стоит самолет-истребитель. Около него старший лейтенант Алексей Николаевич Сторожаков. Вот летчик остановился у плоскости и рассматривает заделанные пулевые пробоины. Следы воздушных боев видны также на фюзеляже и в кабине. Каждая пробоина имеет свою историю. Много попыток сделал враг, чтобы уничтожить этот «ястребок». Но в умелых руках летчика он полностью выработал свой мотороресурс, и вот теперь пойдет на завод.

– Ну, прощай, товарищ, – ласково говорит Сторожаков, обращаясь к самолету. – Поработал ты славно, сбил четыре истребителя, два разведчика, два бомбардировщика и много всякой другой фашистской сволочи. Возвращайся, славный, поскорее в строй.

Простившись с «об’езженным конем», старший лейтенант садится в новую машину и взмывает в голубую даль. Там, зорко всматриваясь в горизонт, герой–летчик выискивает врага. Он готов каждую минуту вступить в бой за родину, за счастье народа.

Батальонный комиссар В. Земляной.