Иванов О.

Иванов О. 

Маскировка военно-промышленных об'ектов Германии
// Сталинский сокол 21.09.1941

В современной войне широкое развитие получила маскировка военных и промышленных об’ектов в частности. Летный состав при выполнении боевых заданий должен учитывать все особенности маскировки, хорошо знать методы врага, месторасположение намеченных об’ектов.

Для маскировки промышленных предприятий применяют различные средства, начиная от строительства ложных заводов и фабрик и кончая их камуфлированием.

В фашистской Германии еще за несколько лет до войны в инструкции по пассивной ПВО требовалось, чтобы все вновь строящиеся фабрики и заводы учитывали элементы естественной маскировки. Так, место для строительства выбирают обычно в лесу, причем площадку расчищают не для всего завода, а только для отдельных цехов; цехи окрашивают в зеленый цвет и располагают друг от друга на расстоянии 50—100 метров. Дороги, подходящие к такому заводу или фабрике, делают узкими и извилистыми, трудно просматриваемыми с воздуха; крыши цехов покрывают дерном либо окрашивают в зеленый цвет.

Немцы часто прибегают к строительству ложных сооружений. Километрах в 6—7 от важного об’екта, на наиболее вероятном направлении полета авиации противника, строят деревянный макет такого же об’екта, замаскированного так, что создастся впечатление недостаточно тщательной маскировки. Настоящий же об’ект тщательно маскируют. Если маскируемый об’ект имеет заводские трубы, то в макете также устраивают трубы и обозначают дым. Когда на об’ект произведен налет, то после первых сброшенных бомб в районе макета, изображают пожар, чтобы ввести в заблуждение последующие самолеты, участвующие в налете.

В качестве средства маскировки немцы используют также маскировочные сети. Изготовляют их преимущественно из проволоки с вплетенными в нее войлоком, камышом, соломой и т. д., окрашенными в разные цвета. С крыш цехов промышленного об’екта спускаются жерди, на которые натягивается сетка, соответствующая по цвету окружающей местности. При наблюдении с воздуха замаскированные таким образом отдельные цехи выглядят, как холмы. Некоторые цехи маскируют под холмы без маскировочных сетей. В таких случаях на спущенные с крыши жерди накладывают плетеные щиты, а на них – дерн и производят посадку травы либо кустарника. Иногда маскировочные сети используют для частичной маскировки, обозначая продолжение улицы (через здание перекидывают сетку одинакового цвета с подходящей к зданию дорогой), или часть улицы покрывают маскировочными сетями сверху.

При маскировке промышленных предприятий применяется также окраска. Если завод или фабрика расположены в лесу, то все строения окрашиваются в зеленый цвет; если на открытом месте – то под цвет окружающей местности. Путем камуфлирования изменяется также общая конфигурация об’екта.

Как известно, реки, озера, большие пруды являются хорошими ориентирами для летчиков. Чтобы лишить авиацию этих ориентиров (тех, которые способствуют нахождению важных об’ектов), их маскируют. Зимой небольшое озеро или его часть, пруд, часть реки могут быть замаскированы путем установки на них деревьев (вмораживание). Летом на плотах или на сваях устраивают деревянные сооружения или же накладывают специально раскрашенные маскировочные сети. Таким образом замаскировано в Берлине озеро Литцен, а в Гамбурге – озеро внутренний Альстер. Небольшие пруды маскируются цыновками.

ЕСЛИ через водную поверхность перекинут мост, то его маскируют и вместо него в стороне строят ложный мост, обозначают улицы и т. д.

Широкое распространение получило в Германии строительство ложных аэродромов. На них устанавливают макеты самолетов, ангаров и других аэродромных сооружений. Обозначают также зенитные огневые точки. На действующих аэродромах самолеты маскируют маскировочными сетями, меняющими конфигурацию самолета, а также укрывая их в лесу (если таковой имеется на границах аэродрома). Применяется и укрытие самолетов в специально вырытых в земле выемах. В этом случае самолет одновременно предохраняется и от осколков авиационных бомб.

При строительстве новых аэродромов большое внимание уделяют маскировке аэродромных сооружений. Ангары строят так, что они напоминают жилые здания с окнами и т. д. Некоторые ангары имеют овальную форму и окрашены под цвет окружающей местности. Аэродромные постройки обыкновенно приземистые, одинаковой высоты, окрашены в темно-пепельный цвет. Стартовые дорожки также окрашивают под цвет окружающей местности. Летное поле аэродрома разбивают на несколько участков, которые засеяны травами разных сортов, имеющих различную окраску.

Наряду с маскировкой железнодорожных строений и сооружений немцы маскируют небольшие, но характерные участки железнодорожных путей. К таким участкам относятся, например, ответвления от основного железнодорожного пути или от станции к каким-либо складам. Железнодорожные пути, проходящие в лесу, прикрывают сверху маскировочными сетями. Зеленая сетка, покрывающая полотно на уровне железнодорожных столбов, напоминает лесную просеку.

Эшелоны с ценным грузом (горючее, боеприпасы) во время стоянки на станциях укрывают в специально сделанные тупики. Эти тупики проходят в вырытой в земле выемке. Эшелоны ставят в тупик, покрывают сверху маскировочными сетями, и их трудно заметить с воздуха.

Железнодорожные цистерны с горючим обшивают досками и делают их похожими на обыкновенные вагоны. Вокзалы и другие станционные постройки маскируют таким же образом, как и все остальные строения. Погрузочные платформы покрывают накидными маскировочными сетями, окрашенными под цвет окружающей местности. Такая маскировка хотя и не гарантирует, что платформа не будет обнаружена, но мешает летчику узнать, что именно выгружено или что готовится к погрузке.

Большое внимание фашисты уделяют маскировке резервуаров с горючим. Иногда их маскируют под отлогие холмы. Для этого на резервуар натягивают сетку, концы которой образуют пологий скат. Сетку окрашивают под цвет окружающей местности. Некоторые резервуары обкладывают кирпичом, засыпают землей и покрывают дерном. В этом случае они выглядят, как курганы.

Иногда изменяют конфигурацию резервуара путем специальных надстроек. Для этого верхней части бака пристраивают конусообразной формы удлинение (верх), которому сбоку пристраивают из дранок крылья. После такой маскировки резервуар выглядит, как большая ветряная мельница. Этот способ возможен, конечно, тогда, когда резервуары находятся друг от друга на значительном расстоянии. Если же они расположены близко, то такая маскировка себя не оправдает. Кроме применения маскировочных сетей, резервуары с горючим маскируют путем окрашивания под цвет окружающей местности.

Маскировка военных и промышленных об'ектов, а также характерных ориентиров, расположенных вокруг них, безусловно затрудняет прицельное бомбометание. Поэтому, при организации бомбометания важных военных об’ектов необходимо их детально изучить. Прежде всего надо знать точные координаты месторасположения об’екта, выявить и запомнить характерные ориентиры, его окружающие.

О. Иванов.