Катрич Алексей Николаевич

Грунин Николай Леонтьевич

Пирожков Борис Григорьевич

Довгий Владимир Иванович

Комаров Илья Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

6 иак ПВО

Полковник И. Комаров 

На страже Москвы
// Сталинский сокол 21.09.1941

В ночь с 21 на 22 июля, в 22 часа 10 мин., немецкие самолеты в количестве более 200 сделали первую попытку массового налета на Москву.

С тех пор многое изменилось в тактике и приемах врага. Мощная система противовоздушной обороны столицы и высокое мастерство наших воздушных бойцов внесли существенные коррективы в планы эффективного «молниеносного» нападения.

Геринг рассчитывал на легкий успех. Массовый налет представлялся несложной прогулкой. Тем более, что для бомбежки военных и промышленных объектов были отобраны квалифицированные ассы, матерые воздушные пираты.

Но «блиц» не получился. Не вышло и с легкой победой. В течение истекшего времени враг потерял около 130 бомбардировщиков и примерно 500 летчиков, механиков, штурманов и радистов-стрелков. Часть из них нашла, бесславную могилу на подступах к столице, остальные попали в плен.

Серьезные потери в кадровом составе и огромная брешь в самолетном парке создали положение, при котором немцам пришлось внести первую вынужденную поправку в свою тактику – отказаться от кассовых налетов и перейти к вылазкам более скромными силами.

В августе противник уже посылает на Москву не 200 бомбардировщиков, а обычно эшелон в составе 15—20 машин. В сентябре это количество снижается до 5–8 самолетов.

Таким образом основное, что характеризует первый этап, – это провал массовых налетов. Если в июле к городу во время налета прорывалось 3—5 машин, то в августе пробиться удавалось только одному–двум летчикам. В сентябре за две декады проник только один самолет, беспорядочно сбросивший свой бомбовый груз.

Отважные истребители, как правило, встречают противника далеко на подступах к Москве и здесь навязывают ему воздушный бой. Фашистские летчики обычно уклоняются от встреч, маскируясь облачностью, и торопливо уходят назад.

Прекрасные боевые качества наших истребителей, а также меткий огонь зенитчиков-артиллеристов внесли и другую существенную коррективу в тактику врага. Фашистские летчики, подходя к столице, стали забираться на высоту 7.000—9.000 метров (теоретический и практический потолок, самолетов типа «Ю—88» и «Хейнкель-111»).

Но и высота не оказалась спасительной для фашистских ассов. Они и здесь не обрели выгодных для себя условии. Наши истребители не только встречают их на высоте 8.000—9.000 метров, но и вступают с ними в ожесточенные бои. Один из лучших воздушных бойцов МПВО тов. Катрич сумел на этой значительной высоте даже протаранить врага. Срубив винтом советского самолета плоскость фашистского бомбардировщика, летчик блестяще посадил машину на своем аэродроме.

Таран сделался подлинным оружием храбрых. Уже 9 летчиков таранили вражеские самолеты. Один из последних боев с использованием таранного удара был проведен 9 сентября младшим лейтенантом Николаем Груниным. Отважный летчик винтом своего самолета срубил левую часть стабилизатора вражеской машины и заставил противника пойти на посадку.

В сентябре новое в немецкой тактике заключается в том, что враг посылает к Москве 3—5—8 самолетов. Перед фашистскими летчиками, видимо, поставлена задача – держать в постоянном напряжении бойцов МПВО, выслеживая уязвимые места обороны, «психически» воздействовать на население. Москвы. Ио и этот прием врага обречен на неудачу.

Нервы москвичей крепки! Бдительность воздушных дозорных высока! Наши истребители перехватывают немногочисленные фашистские самолеты далеко на подступах к столице и обращают их в бегство. 14 сентября один из таких бомбардировщиков был дважды протаранен и уничтожен младшими лейтенантами тт. Пирожковым и Довгим.

Ни один из военных объектов не пострадал, – так было указано в сообщения о первом массовом налете немецких самолетов на Москву. Эта фраза полностью сохранила свое содержание – до сегодняшнего дня. Более 2.000 вражеских машин было послано в течение июля–сентября на подступы к столице, но ни одному экипажу не удалось нанести серьезного ущерба военным объектам Москвы.

За время работы МПВО выросли превосходные кадры воздушных бойцов. Люди приобрели отличную технику и навыки воздушного боя, овладели сложным искусством ночных и высотных поединков, закалили характер и волю к победе.

Каждый аэродром – школа. Одни совершенствуют здесь свое летное мастерство, другие готовятся к тому, чтобы пополнить кадры воздушных бойцов.

Славный коллектив защитников воздушных рубежей Москвы отмечен высоких правительственными наградами – орденами и медалями Советского Союза. Доверие партии, правительства, лично товарища Сталина летчики, мотористы, зенитчики – артиллеристы оправдывают самоотверженной работой, беззаветной преданностью великой родине.

Полковник И. Комаров, начальник штаба Н-ской истребительной части МПВО.