Герои публикации:

Никитин В.

Никитин В.

Аэростаты заграждения
// Сталинский сокол 26.09.1941

Империалистическая война 1914—18 гг. положила начало применению аэростатов заграждения.

Впервые они были применены в Италии в 1916 году при защите Венеции. Аэростаты поднимались только на 1.500 метров, но для бывших тогда на вооружении самолетов являлись большим препятствием и для некоторых из них сделались роковыми.

Впоследствии аэростаты начали применять: Англия, давшая незамедлительно новые, наиболее совершенные образцы и собственно оформившая взгляды на тактическое их применение, Франция и другие страны. Германия также использовала аэростаты заграждения, но способы их применения заимствовала большей частью у англичан.

В период с 1918 года по 1939 год во многих странах аэростатам заграждения (за исключением Англии, которая продолжала все время их совершенствовать) большого внимания не уделялось. Война заставила все армии снова вернуться к использованию аэростатов, к работе по улучшению их конструкций и повышению тактических показателей.

К числу стран, особенно стремящихся улучшить конструкцию своих аэростатов, принадлежит фашистская Германия. Чувствуя на себе мощные удары советской и английской авиации, она взяла курс на прикрытие всех основных промышленных районов, кроме истребительной авиации и зенитной артиллерии, также аэростатами заграждения.

Находящиеся на вооружении германской армии аэростаты имеют емкость 400—500 куб. метров и поднимаются на 3—4 тысячи метров. Невысокие тактические показатели, сложность изготовления, большое количество специальной ткани, необходимое для каждого аэростата, заставили фашистов в этом году перейти к другому типу.

В последнее время немцы применяли новый тип аэростата заграждения якобы упрощенной конструкции. Он имеет сигарообразную форму и отличается некоторыми изменениями за счет уменьшения лобового сопротивления, что должно в свою очередь уменьшить нагрузку на несущий трос. Повторением пройденного является применение жестких стабилизаторов, ранее отвергнутых в других странах. Насколько это упрощение дало положительные результаты, судить трудно, но оно говорит о том, что фашисты только теперь начали придавать большое значение аэростатам заграждения.

Наполнение аэростатов производится из металлических балонов, об’единенных в группы по 12 штук. Для наполнения одного аэростата требуется 24 балона с газом. Балоны применяются облегченной конструкции.

Трудность получения невоспламеняющегося газа, как например гелия, заставляет немцев применять водород, который легко воспламеняется. Для борьбы с воспламенением от электрических разрядов (молния, близость силовых линии) устанавливаются специальные деревянные клапаны на аэростатах и устраиваются громоотводы на лебедках.

Каждый аэростат обслуживается группой в 10—12 человек. Все аэростаты объединяются в дивизионы воздушного заграждения, как правило моторизованные. Дивизионы в свою очередь делятся на батареи. Каждая батарея имеет 3 взвода. Во взводе 16 аэростатов. Кроме того в дивизионе имеется 48 змейковых аэростатов, поднимающихся при больших скоростях ветра.

Тактическое применение аэростатов заграждения основывается на прикрытии индустриальных центров, отдельных крупных заводов, железнодорожных узлов. Но так как авиация легко преодолевает это заграждение набором высоты и полетом над ними, то аэростаты используются главным образом для того, чтобы заставить нападающую авиацию подняться на большую высоту и этих снизить эффективность бомбометания.

Аэростаты заграждения поднимаются обычно ночью, а при сплошной облачности – в дневное время. Крепятся аэростаты различно: к специальным автомашинам с лебедками, к плоскодонным лодкам и плотам, в зависимости от возможностей, имеющихся в районе прикрываемого об’екта. Все эти способы крепления обеспечивают маневренность и разрешают периодически менять места под’ема аэростатов.

Поднимаются аэростаты большей частью задолго до тревоги, как только разрешают метеорологические условия и видимость. В отдельных пунктах Германии отмечался под’ем аэростатов непосредственно перед тревогой, по сигналу «воздух», так как время, обязательное для достижения аэростатом необходимой ему высоты, равно 5—8 минутам.

Высота под’ема аэростатов заграждения зависит прежде всего от ветра. Если аэростат рассчитан на 5.000 метров, то на такую высоту он может подняться только при полном штиле. Вообще же ветер – наиболее опасный противник аэростатов, что вынуждает на это время заменять их змеями.

Змеи или, как их называют, змейковые аэростаты, хотя и состоят на вооружении в Германии, но широкого распространения не имеют из-за ограниченных возможностей их использования и недостаточной силы сопротивления современному мощному самолету.

Для прикрытия аэростатами промышленных и железнодорожных центров существует два варианта расположения их вокруг этих об’ектов: кольцевое и шахматное. При первом варианте аэростаты располагаются по внешнему кольцу в 5—8 км. от прикрываемого пункта. Внутренняя часть кольца, самый круг, остается открытым и прикрывается зенитной артиллерией. Практика показывает, что такое расположение требует большого количества аэростатов и не обеспечивает полностью от самолетов противника. Поэтому кольцевое расположение аэростатов массового применения не получило.

Наиболее выгоден и значительно чаще встречается второй вариант расположения аэростатов – шахматный. Он препятствует действиям бомбардировщиков и уменьшает количество необходимых аэростатов. В Германии для прикрытия крупных населенных пунктов, такте, кок Гамбург, выставляется до 260 аэростатов, отдельных крупных заводов, как например завод синтетического горючего в Пелиц под Штеттином или Лейнаверке под Мерзебургом – до 100, отдельных железнодорожных узлов – 20—30. Это, повидимому, обеспечивает оборону об’ектов, так как маневр самолета при таком насыщении аэростатами с интервалами в 100—150 метров даже днем является очень трудным и опасным.

Встреча летящего самолета с аэростатом происходит следующим образом: вследствие своей гибкости трос при соприкосновении с самолетом не оказывает сразу сопротивления, а уступает ударившейся о него массе. При продолжающемся движении самолета задерживающее усилие троса увеличивается, в то время как скорость самолета уменьшается, что приводит его к потере равновесия и падению, вызывая тем самым и аварию аэростата.

Как показывают наблюдения, вероятность удара самолета о трос аэростата невелика, так как обычно разведка заранее устанавливает районы, прикрытые аэростатами.

Несмотря на ряд положительных качеств аэростатов, как одного из средств противовоздушной обороны, они, как правило, сами также нуждаются в прикрытии, так как легко воспламенимы и в дневное время являются большой, хорошо видной мишенью.

Опыт современной войны показывает, что аэростаты заграждения не являются самостоятельным универсальным средством защиты, но во взаимодействии с истребителями и зенитной артиллерией значительно увеличивают обороноспособность об’екта.

В. Никитин.