Содержание«Военная литература»Военная история


Полковник Расторгуев Н.В.
Воздушная разведка в годы Великой Отечественной войны

Изучение опыта Великой Отечественной войны несомненно имеет огромное значение для решения задач учить войска тому, что необходимо на войне. Одним из важных элементов этого опыта является организация в годы Великой Отечественной войны разведки, в том числе и воздушной, которая велась в тесном взаимодействии с другими видами разведки Красной Армии и занимала важное место среди них.

О роли разведки ярко сказано в статье Министра обороны СССР Маршала Советского Союза товарища Соколова С.Л.:

"Весь опыт войны как некоторых неудачных операций в ее начале, так и успешно проведенных операций в последующие периоды убедительно показал, что успех зависит, прежде всего, от того, насколько тщательно противник разведан"...

Какими же силами и средствами располагала воздушная разведка, каковы ее роль и значение и какие основные задачи она решала в годы Великой Отечественной войны? К началу Великой Отечественной войны разведывательная авиация организационно подразделялась на армейскую и корпусную. Армейская состояла из отдельных разведывательных авиационных полков (орап), состоящих из четырех разведывательных авиационных эскадрилий (раэ) по 12 самолетов-разведчиков (типа СБ и Як-4) и одной эскадрильи связи (12 самолетов У-2). В корпусную разведывательную авиацию входили отдельные разведывательные авиационные эскадрильи (ораэ) по девять самолетов-корректировщиков и разведчиков и по шесть самолетов связи.

Всего было сформировано и находилось в стадии формирования десять разведполков и 63 отдельные эскадрильи. Большая часть корпусных авиационных эскадрилий не имела ни материальной части, ни летного состава. [106]

В целом разведывательные авиационные полки и отдельные эскадрильи перед войной были укомплектованы только на 37,7 процента личным составом и имели на вооружении 5,5 процента самолетов от общего состава боевой авиации ВВС.

В течение 1940 — 1941 годов в связи с формированием и развертыванием новых училищ и авиационных соединений наиболее опытный летный состав разведывательной авиации был перемещен на руководящие должности в формируемые эскадрильи и училища других родов авиации. Прибывший из летных училищ в разведывательные авиационные части молодой летный состав не имел подготовки и опыта ведения воздушной разведки и передачи данных с борта самолета. Все это привело к тому, что качество подготовки летного состава разведывательной авиации резко снизилось.

Боевые действия войск Красной Армии с началом войны потребовали конкретных, достоверных и оперативных данных о противнике. Состояние разведки, в том числе и воздушной, с учетом потерь в авиационной технике в первые дни войны, не позволяло в полной мере решать стоящие задачи, несмотря на беспримерный героизм и храбрость, показываемые всем летным составом. В создавшейся обстановке партия и Верховное Главное Командование приняли решительные меры по усилению воздушной разведки. В конце 1941 года — начале 1942 года были сформированы три разведывательных авиационных полка Главного Командования, которые вели воздушную разведку по заданию Генерального штаба и командующего ВВС, а также отдельный запасной разведывательный авиационный полк, осуществлявший подготовку квалифицированных экипажей-разведчиков.

В апреле 1942 года было создано училище воздушных разведчиков, а в мае по решению Государственного Комитета Обороны начато формирование отдельных разведывательных авиационных полков и корректировочно-разведывательных эскадрилий в каждой воздушной армии.

Все это обеспечило увеличение самолетного парка разведывательной авиации, улучшило подготовку воздушных разведчиков, повысило качество разведывательной подготовки офицеров штабов и летного состава разведывательных частей и в целом эффективность воздушной разведки. Тем не менее, количество штатных самолетов-разведчиков в ходе всей войны оставалось на уровне 5 — 5,5 процента от общего состава боевой авиации, а объем задач воздушной разведки все возрастал. [107]

Возникла необходимость широкого привлечения для выполнения задач воздушной разведки других родов авиации. Поэтому в соответствии с директивой командующего ВВС в авиационных соединениях были выделены нештатные разведывательные авиационные подразделений. В некоторых воздушных армиях уже в 1942 году для ведения тактической воздушной разведки выделялись по полку истребителей, по 1 — 2 эскадрильи штурмовиков и по 1 — 2 эскадрильи легких ночных бомбардировщиков, укомплектованных наиболее подготовленными летчиками. В дальнейшем этот опыт получил распространение во всех армиях. Специально подготовленные истребители и штурмовики зарекомендовали себя прекраснымн воздушными разведчикамж поля боя и ближайших тылов.

Главнокомандующий ВВС маршал авиации Ефимов А.Н. в статье "Развитие Военно-воздушных сил, форм и способов их боевого применения в операциях Великой Отечественной войны" отмечает:

"Среди задач, решаемых Советскими Военно-воздушными силами в годы войны, воздушная разведка занимала важное место. На ее выполнение было израсходовано 11 процентов всех самолето-вылетов, из них 19 процентов выполнили штатные силы разведки, 45 процентов истребители, 13 процентов штурмовики и 23 процента бомбардировщики".

Это необходимо учитывать при подготовке нештатных разведывательных авиационных эскадрилий.

В связи с этим следует подчеркнуть еше такое важное положение — штатные силы разведки авиационных объединений в основном использовались по планам и задачам штабов фронтов. В этих условиях единственным средством разведки в руках штаба авиационного объединения являлись подразделения нештатных самолетов-разведчиков.

Опыт Великой Отечественной войны показывает, что при принятии решения командиры и штабы учитывали, несомненно, данные всех видов разведки, но данным воздушной разведки отдавался приоритет. Ни один план операции не приводился в исполнение без данных воздушной разведки. Очень часто только на их основе командование принимало и уточняло решение. Например, 15 сентября 1943 года воздушной разведкой 14 ВА в районе западнее Тарту было вскрыто интенсивное движение [108] автомашин, пехоты, артиллерии в западном и юго-западном направлениях. Правильная оценка этих данных позволила командованию Ленинградского фронта изменить ранее принятое решение и нанести удар левым флангом в сев.-зап. направлении, в результате чего 22 сентября была освобождена стопина Эстонии — Таллин.

На разборе Львовско-Сандомирской операции командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Конев И.С. так определил значение воздушной разведки:

"Благодаря хорошо организованной воздушной разведке, мужеству и настойчивости экипажей-разведчиков мы имели возможность упреждать противника во всех его действиях. Умелое использование разведчиками радиосвязи давало возможность своевременно принять меры для противодействия или истребления противника".

В современных условиях роль и значение воздушной разведки для обеспечения успехе войск еще более возрастают. В силу своей высокой мобильности, быстроты действий, охвата большого разведываемого пространства, возможности использования на борту летательного аппарата самых современных средств разведки она способна в короткие сроки выявить жизненно важные для противника объекты, особенно подвижные и малоразмерные, и оперативно передать данные по радиоканалам на наземные пункты управления.

Наряду с совершенствованием сил и средств воздушной разведки в годы войны шло непрерывное совершенствование организационной структуры органов разведки снизу доверху, которые осуществляли непосредственное руководство практической деятельностью воздушной разведки. К началу войны в штабах ВВС фронтов имелось в составе оперативного отдела по одному-два офицера разведки, а в составе оперативного отдела ВВС Красной Армии было лишь отделение разведки в составе нескольких офицеров. В начале 1942 года в штабах ВВС фронтов, а затем после их преобразования в штабах ВА организуются самостоятельные разведывательные отделы, в штабе ВВС Красной Армии — разведывательное управление в составе четырех отделов.

Сформированные органы разведки были укомплектованы высокоподготовленными офицерами-разведчиками. Только в РУ ВВС Красной Армии 50 процентов генералов и офицеров имели высшее военное образование. Важным было решение Ставки Верховного Главного Командования о закреплении офицеров разведки за разведывательными органами. [110] Это решение в полной мере оправдало себя. Прекратился уход высокоподготовленных специалистов в другие службы; анализ противника, его отслеживание стали вестись с должным качеством.

Воздушная разведка в годы войны велась двумя способами — визуальным наблюдением и воздушным фотографированием (по современным взглядам инструментальными средствами разведки). Представляет интерес рост в годы войны уделъного веса инструментальных средств разведки. Если в 1941 году он составлял всего 10 процентов, то в 1945 году — 87 процентов. Такой рост значения инструментальной разведки указывает прежде всего на повышение роли документированных данных разведки в планировании. Большой интерес представляет опыт аэррфоторазведки в интересах танковых и механизированных войск, когда выполнялось перспективное воздушное фотографирование маршрутов предстоящего наступления танковых и механизированных соединений и частей, из этих снимков монтировали панораму заснятой местности, которую в виде фотосхем или, проектируя на экран, демонстрировали водителям танков. Это давало возможность наглядно изучать рельеф местности, естественные преграды, огневые точки противника и т.д. Такие фотопанорамы высоко ценились командирами (штабами) соединений и частей сухопутных войск. Этот опыт прямо указывает, что наряду с развитием средств передачи данных воздушной разведки с борта самолета на наземные приемные пункты в масштабе времени, близком к реальному, по-прежнему будут иметь большое значение и обычные фотосхемы, получаемые в интересах определения полос прорыва обороны противника общевойсковыми частями и соединениями, при определении маршрутов движения войск, при планировании операций. Следовательно, этот вид подготовки личного состава органов разведки ВВС ни в коей мере себя не изжил.

И еще важный вывод, вытекающий из опыта организация и ведения воздушной разведки в годы войны, касающийся оперативности прохождения разведывательных данных. За годы войны разведывательное управление ВВС обработало более 150 тысяч разведывательных документов, т.е. ежедневно около 100 документов. И что характерно, начиная с 1943 года и до конца войны все разведывательные документы прибывали в установленные сроки. Этого требовала боевая обстановка. [110]

Все, от солдата до командующего, понимали, что от своевременного представления результатов разведки зависит успех боя и операции. Штабы делали все возможное в целях оперативности прохождения раpведданных. Решающим моментом в использовании данных воздушной разведки была и остается оперативность их доведения до заинтересованных штабов всеми возможными способами. Это достигалось: четко действующей радиосвязью; выделением для воздушных разведчиков специальных каналов радиосвязи; наличием радиоприемников во всех общевойсковых соединениях, особенно действующих на главном направлении; выделением прямых каналов связи в звене орап, фронт и ВА.

Успешное решение задач воздушной разведки существенно зависело от степени подготовки летного состава, привлекаемого для их выполнения. Опыт войны подтвердил целесообразность закрепления за отдельными разведывательными частями и подразделениями постоянных полос или районов разведки, а также за отдельными экипажами-разведчиками определенных объектов. Это позволяло экипажу легче вскрывать происшедшие изменения на местности, возможно меньше внимания уделять ориентировке, а больше — разведке военных объектов. [111]


Дальше