СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Генерал-майор авиации Расторгуев Н.В.
Стратегическое развертывание ВВС фашистской Германии (январь — июнь 1941 г.). Боевые действия с началом агрессии

Состояние ВВС Фашистской Германии к июню 1941 года

К июню 1941 г. ВВС Германии представляли собой самостоятельный вид вооруженных сил. В отличие от ВВС других стран, в состав ВВС фашистской Германии входили войска ПВО, войска связи и парашютно-десантные войска. ВВС возглавлял главнокомандующий, являвшийся одновременно министром авиации. Военно-воздушные силы включали пять воздушных флотов (схема 2). Воздушному флоту подчинялись 1 — 2 авиационных корпуса, которые, в свою очередь, включали эскадры истребителей, бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков и не менее группы самолетов-разведчиков. Эскадры истребительной, бомбардировочной авиации делились на группы, отряды и звенья.

Одной из особенностей организации ВВС фашистсжой Германии было то, что большая часть разведывательной авиации была передана в оперативное подчинение сухопутных войск. Экипажи самолетов-разведчиков не только вели наблюдение за противником, но и контролировали передвижение, переброски своих войск, что упрощало управление ими.

В подчинении воздушных флотов оставалась разведывательная авиация в основном дальнего действия. Однако воздушную разведку, кроме них, вели экипажи и бомбардировщиков, и истребителей (НРАЭ).

В целях более эффективного обслуживания авиационных частей, более полного их; обеспечения, организации местной противовоздушной обороны и связи, создания и подготовки резервов на территории Германии были созданы военно-воздушные округа. Как правило, штаб одного военно-воздушного округа взаимодействовал с одним авиационным корпусом. Каждый округ объединял несколько (от 2 до 5) аэродромных районов. [34] В состав аэродромных районов входили авиационные базы с обслуживающим персоналом и подразделениями аэродромно-технической, метеорологической, медицинской и других служб, а также подразделения связи и охраны. В распоряжении командования авиабаз находились основные и запасные (в т.ч. и полевые) аэродромы, на которые авиационные части должны были рассредоточиться с началом войны. Такая организация МТО и снабжения ВВС, когда летные части не имели громоздкого аппарата обслуживания, существенно повышала маневренные возможности Люфтваффе. Авиационные группы включали в саой штатный состав только тот обслуживающий персонал и технические средства, которые могли быть размешены в боевых и транспортных самолетах, придаваемых для переброски. Все остальное оборудование и специалистов, необходимых для обеспечения боевых вылетов группы, обязана была предоставить авиационная база по месту ее новой дислокации.

Немецко-фашистское командование значительное внимание уделяло повышению боевых возможностей авиации. Высокоразвитая энергетическая и промышленная база, использование производственных потенциалов оккупированных стран Западной Европы позволяли быстрыми темпами развивать и расширять авиационную промышленность. К сожалению, данные о производственных мощностях авиационных заводов Германии в тот период, которые можно найти в архивах, документах, мемуарной литературе, довольно сильно расходятся. Так, в переписке Сталина с Черчиллем англичане приводили цифру — 1250 самолетов в месяц, а по нашим данным германские заводы вместе с заводами в оккупированных странах производили не менее 2500 боевых самолетов в месяц. В послевоенных немецких изданиях возможности авиационной промышленности Германии в 1941 г. оценивались в 11 030 самолетов в год. В целом эти цифры говорят о значительной мощности авиационной промышленности фашистской Германии.

По основным тактико-техническим данным немецкие самолеты превосходили однотипные самолеты, состоявшие на вооружении советских ВВС.

Ведение боевых действий в Европе позволяло фашистскому командованию целенаправленно совершенствовать авиационную технику и вооружение, летному составу — накапливать боевой опыт.

Существенную роль в повышении боевой эффективности ВВС играла и оптимизация соотношения родов авиации. К середине июня 1941 г. соотношение родов авиации составляло: бомбардировщиков — 46%; истребителей — 30%; разведчиков — 24% от общего количества боевых самолетов{58}. [35]

Развертывание авиационной группировки фашистской Германии вдоль границ с СССР{59}

С середины 1940 г. руководство фашистской Германии приступило к выполнению мероприятий по стратегическому сосредоточению и развертыванию Вооруженных сил на Востоке. На начальном этапе летом и осенью 1940 г. проводилась частичная передислокация войск и штабов вермахта ближе к границам с СССР. Большие усилия фашистское командование приложило к строительству новых и переоборудованию старых аэродромов в восточных районах. С лета 1940 г. до мая 1941 г. на территории Германии было оборудовано 250 аэродромов и 160 посадочных площадок. За этот период в Польше было построено и восстановлено 100 аэродромов и 50 посадочных площадок. Заново создавались и усовершенствовались аэродромы в Румынии и Венгрии. Широко развитая аэродромная сеть обеспечила в последующем немецким ВВС рассредоточенное базирование и свободу маневра авиации.

Значительную роль в организации и проведении развертывания авиации сыграли созданные в феврале — мае 1941 г. так называемые "рабочие штабы" (оперативные группы) воздушных флотов и авиационных корпусов. Они выполняли следующие задачи: подготовка соединений к передислокации, создание и оборудование районов их сосредоточения и развертывания, проведение рекогносцировки районов, пригодных для строительства новых аэродромов; контроль за строительством новых аэродромов, объектов расквартирования войск, обеспечение их системами связи и радионавигации, создание складов боеприпасов и ГСМ; на основании данных главного штаба ВВС фашистской Германии об объектах ударов "рабочие штабы" готовили приказы на нанесение первого массированного удара соединениями и частями; отрабатывали вопросы взаимодействия между соединениями ВВС, а также с сухопутными войсками, войсками ПВО; "рабочие штабы" разрабатывали и проводили незадолго до начала войны командно-штабные учения и учения по материально-техническому снабжению соединений ВВС.

Кроме оперативных групп, создаваемых воздушными флотами и авиационными корпусами, в целях непрерывного снабжения соединений ВВС, создания наземных служб ВВС, организации аэродромных узлов, комендатур авиабаз и т.п., восстановления разрушенных и рекогносцировки новых аэродромов, штабы военно-воздушных округов формировали в районе дислокации каждого воздушного флота по два штаба (группы) материально-технического обеспечения. [36]

В дальнейшем, с началом военных действий и продвижения фашистских войск в глубь территории Советского Союза, такие оперативные группы и "рабочие штабы" создавались на оккупированной территории для обеспечения перебазировавшейся вслед за сухопутными войсками авиации.

Переброска боевой авиации к границам СССР происходила поэтапно (схема 3). Уже с осени 1940 г. фашистское командование начало усиливать авиационные группировки своих ВВС в Румынии, Болгарии, а с февраля 1941, г. переброски гитлеровской авиации в эти страны, а также в Австрию, значительно возросли.

Наращивание авиационной группировки производилось по четкому единому плану переброски сухопутных войск и авиации в приграничные с СССР районы. Самолеты перебрасывались как по воздуху, так и наземными эшелонами.

С февраля 1941 г. гитлеровское командование начало переброску основных сил — последовательно, пятью эшелонами. В первых четырех эшелонах передислоцировались войска и авиация, предназначенные для участия в наступлении с первого дня войны. Пятым эшелоном выдвигался резерв главного командования.

Одним из важнейших условий достижения успеха в войне против СССР фашистское командование считало обеспечение максимальной скрытности мероприятий по стратегическому развертыванию ВВС. Развертывание проводилось под видом расширения летных школ, расположенных в восточной части Германии; усиления резерва, якобы необходимого для ведения боевых действий против Англии, на Балканах и в других районах. Состояние войны, в котором находилась Германия, должно было, по планам гитлеровского командования, "оправдать" проведение мобилизации, реорганизации, перемещения авиации и штабов и других мероприятий. Доставка необходимых материалов к аэродромам в пограничной полосе производилась только ночью, днем работы на них проводились с соблюдением мер маскировки. Передислокация частей 2 ВФ и других частей ВВС из Бельгии и Франции осуществлялась поэтапно (истребительная, затем бомбардировочная авиация) с соблюдением военной тайны, маскировки радиообмена и т.д. Авиация воздушных флотов была дислоцирована на заранее подготовленных аэродромах в тыловых районах групп армий.

Развертывание основных сил ВВС непосредственно в приграничной зоне проводилось скрытно в первые три недели июня 1941 года. Соединения ВВС со своих постоянных баз перелетали в районы развертывания одиночными самолетами или звеньями, избегая при перелете крупных населенных пунктов. Дозаправка производилась на аэродромах, удаленных от городов. Одновременно учебные самолеты летных школ перебазировались на Запад. Перелеты осуществлялись в полном радиомолчании. Передислокация авиации контролировалась [37] разведывательными самолетами, наблюдавшими за передовыми аэродромами. К середине дня 21 июня соединения ВВС первого удара были сосредоточены на аэродромах западнее реки Висла. К вечеру того же дня они одиночными самолетами на малой высоте перебазировались на оперативные аэродромы в непосредственной близости к границе с СССР.

Район развертывания и сосредоточения соединений ВВС по плану '''Барбаросса" охватывал по фронту 3400 км (Финляндия — Ленинград — Одесса) и в глубину до 1600 км. Каждую группу армий поддерживал один воздушный флот, а каждую армию и танковую группу на направлении главного удара — один авиакорпус.

Распределение сил к средств у границ СССР отражало главную ставку немецко-фашистского командования не проведение "молниеносной войны". Создание значительных стратегических резервов считалось при этом нецелесообразным. В то же время командование Люфтваффе имело так называемый "центральный резерв" — до 400 самолетов.

В качестве стратегических резервов отчасти можно было также рассматривать авиацию 3-го воздушного флота, дислоцировавшегося к тому времени на территории оккупированной Франции, и авиационные соединения Люфтваффе, базировавшиеся в Греции и Северной Африке. (Как показал ход боевых действий, эти резервы действительно стали перебрасываться на Восток командованием фашистской Германии уже с середины июля 1941 года). Таким образом, к 22 июня 1941 года вдоль границы с СССР фашистская Германия сосредоточила 4 воздушных флота (см. схему 3). Авиационная группировка насчитывала до 3900 самолетов. Кроме того, авиация Финляндии, Венгрии, Румынии составляла до 1300 самолетов. Боевой состав Люфтваффе насчитывал 3265 самолетов, в том числе бомбардировщиков и штурмовиков — 1519, истребителей — 965, самолетов-разведчиков — 781.

Планирование фашистским командованием боевого применений авиации против СССР

В планах нападение на Советский Союз немецко-фашистстсое командование предусматривало тесное взаимодействие ВВС с сухопутными войсками.

По плану "Барбаросса"воздушным флотам быля поставлены конкретные задачи к направления действий (схема 3):

— оперативная группа особого назначения 5 ВФ в составе одной бомбардировочной, двух истребительных эскадр и группы пикирующих бомбардировщиков имели задачей во взаимодействии с ВВС Финляндии поддерживать наступление двух немецких и одного финского корпусов, действуя с аэродромов Норвегии а Финляндия; [38]

— задачей 1 ВФ быле авиационная поддержка группы армий "Север" из Восточной Пруссии в направлении р.Двина, Ленинград. Три бомбардировочные и одна истребительная эскадры 1-го авиакорпуса действовали в полосе шириной 200 км и на глубине 800 км (т.е. до Ленинграда);

— 2 ВФ имел задачей поддерживать группу армий "Центр" из района Варшавы в направлении Минск, Смоленск, Москва. Ширина полосы боевых действий 2 ВФ составляла 300 км, глубина —1100 км (т.е. до Москвы);

— в полосе группы армий "Юг" действовал 4 ВФ с задачей силами двух авиационных корпусов из района Краков — Фокшакы

поддержать сухопутные войска в направлении Черкассы, шириной 950 хм и глубиной от 500 км (Фокшаны, Крым) до 1500 км (Краков, Ростов).

На начальном этапе операции соединения Люфтваффе должны были сосредоточить все свои силы на борьбу с советской авиацией и на поддержке сухопутных сил. Успешное решение задачи завоевания превосходства в воздухе, по мнению фашистского командования, заключалось в нанесении внезапного массированного удара по аэродромам базирования советской авиации, и в первую очередь бомбардировочной и РА. Следующими ударами германская авиация должна была вывести из строя сеть дорог западнее рек Днепр, Двина с тем, чтобы воспрепятствовать отходу советских войск на Восток. После решения этой задачи фашистская авиация должна была переключиться на поддержку своих наступающих войск. С целью воспрепятствовать выдвижению резервов Красной Армии в районы боев, нарушить управление войсками и воинские перевозки противник предполагал нанести целенаправленные удары ао наиболее важным узлам и участкам шоссейных и железных дорог. Предусматривалось, что удар по объектам промышленности будет нанесен не ранее, чем будут достигнуты оперативные цели, поставленные сухопутным войскам.

Самое активное участие в боевых действиях должна была принять разведывателъная авиация. Начиная с февраля 1941 г. немецкие высотные разведывательные самолеты регулярно вели сбор данных о военных объектах на западной границе Советского Союза. Велась аэрофотосъемка приграничных аэродромов и оборонительных сооружений. К июню 1941 г. частота нарушений воздушного пространства СССР резко возросла.

С началом боевых действий резведавиация должна была решать задачи воздушной разведки на глубину до 400 и более километров до рубежей: Ленинград, Великие Луки, Нежин, Днепропетровск, Мелитополь — по планам командований групп армий; Мурманск, Вологда, Москва, Ростов — по планам командований сухопутных сил, ВВС и воздушных флотов. [39]

Особое внимание немецко-фашистское командование уцелело повышению эффективности воздушной разведки. Несмотря на сравнительно большую долю разведывательной авиации в общем количестве боевых самолетов фашистской Германии на советско-германском фронте (24%), воздушная разведка планировалась и велась одинаково активно как самолетами-разведчиками, значительная часть которых была передана в оперативное подчинение сухопутным войскам, так к экипажами истребителей и бомбардировщиков в ходе выполнения полетов как с чисто разведывательными целями, так и попутно с выполнением других боевых задач. Как показали первые дни войны, фашистская авиация вела разведку непрерывно, днем и ночью. Даже в периоды некоторого спада активности боевой авиации противника интенсивность воздушной разведки не только не уменьшалась, но и возрастала.

Высокая эффективность германской разведки, в том числе и воздушной, позволила вскрыть группировку и базирование советской авиации.

Боевые действия фашистской авиации с началом агрессии 22 июня 1941 г.

В соответствии с планом "Барбаросса" наступлению сухопутных войск фашистской Германки предшествовало нанесение мощного авиационного удара по важнейшим объектам на нашей территории, в первую очередь по аэродромам базирования советской авиации.

В 3 часа 30 минут 22 июня 1941 г. первая волна немецких бомбардировщиков в составе 30 отборных экипажей, осуществлявших полет группами по 3 самолета, пересекла западную границу Советского Союза. Вторгнувшись на советскую территорию, бомбардировщики легли на курс к намеченным целям в тот момент, когда немецкая артиллерия подала сигнал с начале наступления наземных войск. 30 бомбардировщиков первой волны в утренних сумерках нанесли удар по десяти советским аэродромам (22 июня рассвет — 4.03; восход солнца — 4.43, т.е. утренние сумерки равнялись 40 минутам). Этим ударом фашистское командование рассчитывало посеять панику на передовых советских авиабазах.

На восходе солнца основные силы немецких ВВС в составе 500 бомбардировщиков, 270 пикирующих бомбардировщиков, 480 истребителей нанесли удары по 66 аэродромам, на которых было сосредоточено почти 3/4 советской авиации.

22 июня и последующие 1 — 2 суток фашистская авиация непрерывно, волна за волной, с интервалом 5 — 25 мин., группами от 5 — 6 до 60 самолетов наносила удары по аэродромам.

Основной удар был нанесен на глубину 150 — 200 км, однако глубина действия фашистской авиации в эти дни достигала 400 — 500 км от линии фронта. [40]

Одновременно противник с целью срыва планов мобилизационного развертывания Красной Армии и перебросок войск к линии фронта нанес ряд ударов по крупным железнодорожным узлам и станциям.

В целом на этом этапе войны фашистскому командованию удалось добиться внезапности, упредить возможность массового взлета нашей авиации, нанести ей значительный урон.

Выводы

Таким образом, авиационная группировка, созданная командованием фашистской Германии у границ СССР к июню 1941 г., отвечала требованиям концепции "молниеносной войны".

Сильными сторонами группировки являлись ее ударный характер, скрытность ее создания, высокие тактико-технические данные большей части самолетного парка. Командиры и летный состав имели высокую профессиональную подготовку, опыт ведения боезых действий в Европе. Авиационные соединения и части обладали высокой мобильностью, способностью быстро сосредоточивать усилия авиации на направлениях главных ударов, создавая одновременно видимость активных действий на второстепенных участках. Значительная роль, придаваемая развитию и использованию средств разведки, в том числе и воздушной, обеспечила фашистское командование исчерпывающими данными о группировке советских войск, базировании советской авиации, состоянии их боеготовности.

В то же время ставка немецко-фашистского командования на "молниеносную войну" явилась одной из основных ошибок. Будучи уверенным в том, что для победы над Советским Союзом потребуется всего 3 — 4 месяца, фашистское военное руководство не создавало значительных резервов. Поэтому с первых дней и недель войны, когда в результате самоотверженности и героизма советских .летчиков фашистская авиация стала нести большие потери, командование Люфтваффе стало срочно изыскивать резервы авиационной техники и летного состава.

В течение июня потери немецкой авиации достигли 30% при пополнении в 10 — 15%. Не имея возможности перебросить значительную часть авиации 3-го воздушного флота из Франции, чтобы не ослабить свою группировку на Западе, командование Люфтваффе было вынуждено использовать боевые самолеты устаревших типов из тыловых частей.

Фашистские летчики, привыкшие к легким победам в воздухе и безоговорочно верившие в силу немецкого оружия и техники, встретив яростный отпор со стороны советской авиации, не понимая при этом причин массового проявления самоотверженности и героизма советских летчиков, уже в первые месяцы войны утратили в большая степени уверенность в своих силах. И, наконец, целесообразно рассмотреть, каковы обшие черты и различия оперативно-стратегического [41] развертывания ВВС фашистской Германии и существуюших планов развертывания авиационной группировки НАТО в Европе.

В целом общими являются планы и намерения фашистского командования и командования блска НАТО нанесением внезапных массированных авиационных ударов поразить авиационную группировку и средства ПВО СССР и стран Варшавского Договора настолько, чтобы обеспечить себе превосходство в воздухе, а значит и успешное ведение боевых действий сухопутными войсками. Так же, как фашистская Германия в 1941 г., НАТО создало в Европе мощную авиационную группировку, носящую на Западном ТВД ярко выраженный ударный характер.

Однако есть и существенные различия. Сравнивая авиационную группировку фашистской Германии с группировкой ВВС стран НАТО на Западном ТВД, мы видим, что, имея в настоящее время более 2800 боевых самолетов, она за 10 суток может быть увеличена до 3500 боевых самолетов, а на 30-е сутки будет иметь их более 4000. Неизмеримо выросли боевые возможности современных самолетов: мощное вооружение и боеприпасы, значительные радиусы боевых действий позволяют с большой эффективностью наносить удары на глубину до 1000 км и более. Наиболее опасно то, что 47% ударной авиации, сосредоточенной в Европе, способны нести ядерное оружие. Авиационная группировка НАТО имеет мощные стратегические резервы — авиацию ВВС США, способную в короткие сроки перебазироваться с континента США в Европу. Резервом ВГК НАТО является также большая часть тактической авиации Франции, ВВС Испании и Португалии.

Как и командование фашистских ВВС, руководство НАТО большое внимание уделяет повышению профессиональных навыков летного и командного состава.

Многочисленные авиационные учения ВВС стран НАТО проводятся в условиях, максимально приближенных к боевым, при реальном противодействия авиации, специально подготовленной для имитации советских ВВС. Часть летного состава ВВС и авиации ВМС США имеет опыт ведения боевых действий в локальных конфликтах.

Созданной в Европе авиационной группировкой противник способен нанести внезапный массированный удар, в дальнейшем вести эффективные боевые действия с применением как ядерного, так и обычного оружия.


Дальше