СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Генерал-майор авиации Кондиогло А.И.
Тыл Советских ВВС в предвоенный период.
Организация тылового обеспечения в первые месяцы Великой Отечественной войны (22 июня — сентябрь 1941 г.)

Решающая роль тыла в войне неоднократно подчеркивалась основоположниками марксизма-ленинизма. В.И.Ленин говорил, что

"самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием, обучены"{100}.

Коммунистическая партия и Советское правительство, решая задачи зашиты социалистического Отечества, всегда считали и считают подготовку тыла Советской Армии одним из важнейших направлений своей деятельности. При этом исключительно большое внимание уделяется учету уроков Великой Отечественной войны, которая явилась самым тяжелым испытанием в истории нашей Родины и потребовала огромного напряжения сил и средств всего советского народа в обеспечении победы над фашистской Германией.

Разрешите мне, в пределах предоставленного времени, доложить по вопросам оперативно-стратегического развертывания тыла Военно-воздушных сил к началу и в ходе первого периода Великой Отечественной войны, а также показать, в какой мере уроки этой войны следует учитывать при решении конкретных задач строительства тыла ВВС в настоящее время з интересах совершенствования боевой готовности авиации.

Развитие и совершенствование тыла ВВС

Опыт войны с Финляндией (1939 — 1940 гг.) вскрыл серьезные недостатки в организации авиационного тыла, основными из которых были громоздкость и малая подвижность авиационно-технических частей, излишняя привязанность их к органам материального обеспечения [78] сухопутных войск. Существовавшая система управления тылом затрудняла оперативность и автономность принятия решений по организации тылового обеспечения.

Основу войскового авиационного тыла в те годы составляли авиационные базы, которые в условиях боевой обстановки себя не оправдали. Достаточно сказать, что для перевозки одной базы железнодорожным транспортом требовалось 6 — 7 воинских эшелонов по 70 — 75 вагонов в каждом.

Проведенная весной 194О г. некоторая реорганизация авиационных баз проблему повышения их маневренности не решила. Поэтому Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 апреля 1941 г. было принято решение о создании новой организационной структуры, согласно которому территория западных приграничных военных округов разбивалась на 36 районов авиационного базирования (РАБ). Каждый район предназначался для обеспечения трех-четырех авиационных дивизий. В состав района входили 3 — 4 авиационные базы из расчета — одна база на дивизию, отдельный инженерно-аэродромный батальон и отдельная рота связи.

Авиационная база подчинялась непосредственно начальнику района, а в оперативном отношении — командиру авиационной дивизии. В состав базы входили 3 — 4 батальона аэродромного обслуживания (по количеству авиаполков в дивизии), 3 — 4 аэродромно-технические команды, предназначенные для эксплуатационного содержания и совершенствования аэродромов, и отдельный батальон связи.

Батальон аэродромного обслуживания представлял собой отдельную авиационно-техническую часть, предназначенную для непосредственного обеспечения боевых действий одного — двух авиационных полков. Командир батальона подчинялся непосредственно командиру базы, а в оперативном отношении — командиру полка. Следует заметить, что функции батальона аэродромного обслуживания военного времени были шире функций современного обато, т.к. в его состав входили подразделения связи, метео, зенитного прикрытия, оповещения и связи, аэрофото-службы{101}.

Вновь созданная структура авиационного тыла была значительным шагом вперед. Войсковой тыл стал более подвижным, создавалась реальная возможность широкого аэродромного маневра авиации, командиры авиационных соединений и частей освободились от непосредственной ответственности за организацию и осуществление наземного обеспечения боевых действий авиационных частей и подразделений. Однако перед тылом Военно-воздушных сил в начале войны в силу создавшейся обстановки возникли очень большие проблемы.

Реорганизацию тыла планировалось завершить к 1 августа 1941г. Но этому помешало внезапное нападение на нашу Родину немецко-фашистских захватчиков. То было очень трудное время для нашей страны, ее Вооруженных Сил. В первые же дни войны в приграничных [79] военных округах было потеряно большое количество военной техники, личного состава и запасов материальных средств.

Война застала тыл ВВС в стадии перестройки, что в значительной мере затрудняло управление частями и учреждениями тыла. Не хватало личного состава и техники для укомплектования вновь формируемых частей и восстановления потерь, В результате на 1 августа 1941 г. из 601 батальона аэродромного обслуживания 343 (около 60%) были небоеспособными и 49 (8%) — частично небоеспособными. Количество бао по ВВС фронтов и прифронтовых военных округов показано в таблице 1.

В исключительно сложной обстановке и в короткие сроки необходимо было произвести отмобилизозание, переформирование и развертывание до штатов военного времени частей и учреждений, эвакуировать склады и другие объекты тыла, находившиеся под угрозой захвата противником. Все это было необходимо выполнять одновременно с обеспечением напряженных боевых действий наших авиационных частей, которые с первых часов войны вступили в ожесточенную схватку с фашистской авиацией, наносили удары по войскам к объектам противника.

Важнейшей задачей для советских Военно-воздушных сил в начале и в ходе войны было обеспечение строительства и реконструкции аэродромов, необходимых для развертывания авиационных группировок с учетом перевооружения авиации на новую авиационную технику. Следует заметить, что на основе опыта советско-финляндской войны вся боевая авиация еще зимой 1940 — 1941 гг. была переоборудована на колеса вместо лыж в зимнее время. Это потребовало перестройки всей системы подготовки и эксплуатации аэродромов зимой.

Коммунистическая партия к Советское правительство вопросу строительства и реконструкции аэродромов уделяли серьезное внимание. Выполнение этой задачи перед началом войны было организовано в соответствии с постановлениями СНК СССР от 8 и 10 апреля, а в ходе начавшейся войны — согласно Постановлений ГКО СССР от 9 июля, 15 июля и 15 сентября 1941 года.

Для выполнения задач по аэродромному строительству, кроме сил и средств ВВС военных округов и фронтов, широко использовались организации Главного управления аэродромного строительства НКВД, созданного Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1943. г. Этими организациями было построено в 1941 г. 513 аэродромов, в том числе 138 с искусственными взлетно-посадочными полосами.

Конкретные показатели об объеме аэродромного строительства для ВВС военных округов и фронтов в 1941 г. приведены в таблице 2.

Из этой таблицы видно, что в отдельных военных округах было построено в течение 1941 г. новых аэродромов в 2 — 3 раза больше по сравнению с запланированным на этот год, а всего было построено аэродромов за 1941 г. почти в 2 раза больше, чем было их на [80] 22 июня 1941 г., а аэродромов с искусственной ВПП — в 6 раз (к началу войны их было 23, а вновь построено 138).

Уместно заметить, что в первые месяцы войны 1515 аэродромов остались на временно оккупированной врагом территории. Однако авиация серьезных затруднений с обеспечением аэродромами в этот период не испытывала.

Особо сложными в это время были задачи материального обеспечения. Одной из причин создавшегося положения были ошибочные решения с эшелонированием запасов материальных средств в западных приграничных военных округах, созданных при подготовке к войне.

Принятая в нашей стране в то время военная доктрина предполагала, что Советские Вооруженные Силы будут вести решительные наступательные действия на территории агрессора, поэтому основные запасы материальных средств были сосредоточены на складах и аэродромах приграничных военных округов, расположенных в непосредственной близости от государственной границы. Здесь было сосредоточено около 70% запасов авиационных бомб от общего их количества в европейской части страны. В связи с этим уже в первые дни войны было потеряно большое количество боеприпасов.

По состоянию на 1 августа 1941 г. авиационными частями Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов было израсходовано на боевые действия только 18% запасов авиабомб{104}. Большая часть их была подорвана при отходе, а в ряде случаев оставлена противнику. Примерно такое же положение было с горюче-смазочными материалами и другими материальными средствами.

С первых же дней Великой Отечественной войны выявились не только сильные, но и слабые стороны организационной структуры авиационного тыла ВВС. Опыт показал, что управление авиационной базы является ненужным промежуточным звеном между районом авиационного базирования и батальонами аэродромного обслуживания. Фактически оно не способствовало, а лишь затрудняло управление батальонами. Кроме того, выявилась острая необходимость увеличения количества БАО для создания резерва их, а также иметь в составе районов авиационного базирования склады и свой автомобильный транспорт для обеспечения подвоза материальных средств. Поэтому директивой заместителя Народного комиссара обороны от 24 августа 1941 г. была проведена новая реорганизация органов тыла, согласно которой управления баз были расформированы, а в состав района включались: отдельный батальон связи, 6 — 8 батальонов аэродромного обслуживания (из расчета обеспечения трех-четырех авиадивизий двухполкового состава), 3 — 5 отдельных аэродромно-технических рот, подвижная кислородная станция, техническая команда для эвакуации самолетов с мест вынужденной посадки или аварии. Кроме того, району авиационного базирования придавались: головной авиационный склад (ГАС), [83] инженерно-аэродромный батальон и подвижные железнодорожные мастерские. Несколько позже, на основании приказа НКО СССР от 3 сентября 1941 г. в состав района включен отдельный автомобильный батальон{105}. В результате проведенных организационных мероприятий возможности войскового звена авиационного тыла значительно улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживания, который мог в сжатые сроки перемешаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать авиационные полки истребительной, штурмовой, бомбардировочной и разведывательной авиации.

Основными производственными единицами по подготовке грунтовых аэродромов были отдельные инженерно-аэродромные батальоны, а по их содержанию в эксплуатационной готовности — аэродромно-технические роты.

После проведения организационных мероприятий район авиационного базирования превратился в подвижное соединение оперативного тыла, а батальоны аэродромного обслуживания и аэродромно-технические роты не привязаны к определенным частям, что в значительной мере способствовало повышению маневренности авиационных частей и позволяло производить перегруппировку авиации в короткие сроки.

В первые месяцы войны наряду с мероприятиями по совершенствованию структуры и возможностей войскового и оперативного тыла ВВС проводились мероприятия по совершенствованию управления тылом, по созданию соответствующих органов управления в центре и в авиационных объединениях.

К началу войны в центральном аппарате Военно-воздушных сил самостоятельной службы тыла не было. Распоряжения по организации и работе тыла ВВС фронтов и военных округов исходили непосредственно от штаба Военно-воздушных сил Красной Армии, в составе которого был отдел тыла (5-й). Этому отделу никакие органы тыла не подчинялись и, естественно, он не мог в полной мере руководить деятельностью тыла ВВС.

Существовавшее в то время Управление заказов и технического снабжения поддерживало связь с промышленностью и непосредственно занималось снабжением ВВС фронтов и военных округов авиашгонно-техническим имуществом и авиационными боеприпасами{106}.

С началом войны стало совершенно ясно, что такая организация управления тылом ВВС не отвечает требованиям оперативного управления тылом. Поэтому приказом НКО СССР от 19 августа 1941 г. была учреждена должность начальника тыла ВВС, который подчинялся непосредственно командующему Военно-воздушными силами Красной Армии. В ведении начальника тыла ВВС находились управления: устройства тыла, аэродромного строительства, интендантское, [84] отдел снабжения горючим. Вопросами же снабжения авиационно-техническим имуществом и боеприпасами по-прежнему занималось управление заказов и технического снабжения ВВС.

В ходе войны произошли большие изменения органов управления Военно-воздушными силами, в том числе и тылом ВВС.

В 1942 г. на базе ВВС фронтов были сформированы воздушные армии. Начальник тыла воздушной армии подчинялся непосредственно командующему армией, являясь его заместителем по тылу, а по специальным вопросам тылового обеспечения — начальнику тыла ВВС Красной Армии. В аппарате начальника тыла ВА были созданы: штаб тыла, отделы технического снабжения, аэродромного строительства, автотранспорта и средств механизации, снабжения горючим, общевойскового довольствия и медицинская служба.

В этом же году при реорганизации органов управления центрального звена тыла ВВС его начальнику были подчинены управления: устройства тыла (с 1943 г. штаб тыла), аэродромного строительства, технического снабжения, импортное; отделы (в последующем управления) эксплуатации спецавтотранспорта и средств механизации, общевойскового снабжения и центральные авиационные склады.

Таким образом, уже в первом периоде войны тыл Военно-воздушных сил оформился как самостоятельная система, имеющая свои соединения, части, органы управления, материального, инженерно-аэродромного, технического и медицинского обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, успешно выдержала испытания военного времени и просуществовала без особых изменений до конца войны. Осуществлялись лишь частичные организационно-штатные мероприятия и продолжался процесс совершенствования технического оснащения тыловых частей в интересах увеличения их производственных возможностей.

Уроки Великой Отечественной войны в вопросах cовершенствования боевой готовности тыла ВВС

Несмотря на всю сложность обстановки, создавшейся в начале войны, и неуклонное возрастание потребностей в материальных средствах в ходе войны, труженики тыла страны и действующей армии со своими задачами по обеспечению боевых действий войск, в том числе и авиации, успешно справились. Это стало возможным благодаря героическим подвигам не только воинов, но и личного состава тыла, его беззаветной преданности нашей социалистической Родине.

В труднейших условиях боевой обстановки воины авиационного тыла делали все зависящее от них по обеспечению успешных боевых действий авиационных соединений и частей. Их подвиги были поистине массовыми. [85]

За годы Великой Отечественной войны накоплен огромный опыт работы тыла ВВС по обеспечению боевых действий авиации в сложных условиях боевой обстановки. Этот опыт является частидей общего вклада в советскую военную науку. Его надо учитывать при решении конкретных вопросов по обеспечению боевых действий авиации в условиях современной войны. Однако важно помнить и учитывать не только наши успехи, обеспечившие Победу, но также недостатки и просчеты, приведшие к неоправданным потерям, особенно в начальном периоде войны. Как уже докладывалось выше, эти недостатки заключались в несоответствии структуры тыла и системы тылового обеспечения мирного и военного времени, а также в просчетах по эшелонированию запасов материальных средств, создаваемых в мирное время. К сожалению, у нас сейчас нет оснований утверждать, что уроки Великой Отечественной войны в настоящее время полностью учтены. Фактически организационная структура и система тылового обеспечения фронтовой авиации мирного времени имеет принципиальные отличия от установленной на военное время. Здесь нет необходимости доказывать, сколь пагубно может сказаться перестройка системы тылового обеспечения авиации в условиях начала современной войны, характеризующейся высокой динамичностью и применением современных разрушительных средств вооруженной борьбы.

По нашему мнению, с учетом опыта работы авиационного тыла в Великую Отечественную войну, развития военного искусства и перевооружения авиации на новую авиационную технику, в вопросах строительства тыла Военно-воздушных сил целесообразно руководствоваться следующими основными принципами: максимального соответствия организационной структуры и системы тылового обеспечения мирного и военного времени; глубокого эшелонирования и обеспечения необходимой защищенности запасов материальных средств, создаваемых заблаговременно в мирное время; постоянной высокой боевой готовности тыла, его способности в любых условиях обстановки развернуться и приступить к выполнению поставленных задач в установленные сроки; сосредоточения основных усилий тыла на обеспечение авиационных объединений, соединений и частей, выполняющих главные задачи; своевременного проведения мероприятий по восстановлению боеспособности частей и учреждений тыла и по обеспечению высокой живучести всей системы тылового обеспечения ВВС; максимального повышения оперативного управления тылом на базе широкого внедрения средств автоматизации. [86]


Дальше