СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Генерал-лейтенант авиации Симахин Ю.В.
Подготовка авиационных кадров и состояние укомплектованности авиационных соединений и частей личным составом к началу Великой Отечественной войны

Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство в условиях возрастания военной угрозы против СССР в годы довоенных пятилеток много внимания уделяли подбору, подготовке и воспитанию преданных Советской Родине кадров.

Новые задачи, рост количества авиационных частей и усложнение техники, поступавшей на вооружение, резко увеличили потребность в летном и техническом составе, предъявили новые, более высокие требования к их технической, специальной и морально-политической подготовке. Поэтому была разработана конкретная программа, направленная на увеличение численности и повышение качества обучения и воспитания авиационных специалистов, с учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе и в ходе военного конфликта с Финляндией.

Быстро развивалась сеть авиационных учебных заведений (см.таблицу){107}. [87]

Кадры с высшим военным образованием для авиации готовились сначала только в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.

С 1929 г. по решению ЦК и Советского правительства при этой

академии был восстановлен командный факультет{108}, за все годы существования которого было подготовлено более 500 человек командного состава{109}. А с января 1933 г. при этом факультете стали функционировать оперативные курсы, которые вскоре были преобразованы в оперативный факультет с годичным сроком обучения. На нем обучались командиры, имевшие большой опыт работы в авиасоединениях и выше. В 1933 г. оперативный факультет закончило 11 слушателей{110}.

Однако оперативный факультет не получил полного развития. В 1936 г. он был объединен с оперативными курсами при ВА имени Фрунзе. Вновь оперативный факультет при академии имени Н.Е.Жуковского был возрожден лишь в 1939 году. В этом же году в академии создается заочный командный факультет в составе командного, штурманского и инженерного отделений{111}. Он сыграл важную роль в подготовке авиационных командиров.

С целью подготовки высшего штурманского состава в 1937 г. при факультете авиавооружения был создан штурманский отдел, который в 1938 г. преобразован в штурманский факультет.

С этого времени началась подготовка для авиационных частей политработников с высшим военным образованием. В Военно-политической академии имени В.И.Ленина был создан военно-воздушный факультет, который комплектовался лучшими летчиками, штурманами и техниками из строевых частей, проявившими себя на практической военно-политической работе.

11 марта 1940 г. Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР принял постановление № 142сс "О разделении Военно-воздушной академии РККА им.Н.Е.Жуковского", в соответствии с которым из академии выделялись командный, штурманский, оперативный факультеты, курсы усовершенствования высшего начальствующего состава в самостоятельную Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной Армии{112}. Её штатная численность устанавливалась в количестве 2200 человек{113}. Срок обучения был установлен: на оперативном факультете — 1 год, заочном — 4 года и на других факультетах — 3 года. [88]

К 22 мая 1941 г. академия сделала первый выпуск в количестве 255 человек, из них: командный факультет — 112, оперативный факультет — 27, заочный факультет — 28 человек и курсы усовершенствования начальствующего состава штурманов — 88 человек{114}.

В связи с нехваткой в ВВС высшего командного состава Нарком обороны СССР приказал открыть с 1 октября 1940 г. при Военной академии командного и штурманского состава ВВС КА девятимесячные курсы по обучению общевойсковых командиров летному делу и руководству авиационными частями и соединениями{115}.

С 15 мая 1940 г. при академии также начали работу шестимесячные курсы по переподготовке военных комиссаров ВВС военных округов, военкомов и начальников политотделов бригад и военкомов полков в количестве 25 человек{116}. Одновременно во второй половине 1940 г. Главное управление политической пропаганды Красной Армии приняло решение обучить летному делу 100 политработников{117}.

Для покрытия некомплекта в инженерах по эксплуатации, вооружению и специальному оборудованию была расширена их подготовка в академии имени Н.Е.Жуковского. Общее количество переменного состава было доведено до 2800 слушателей. Во вновь созданной в марте 1941 г. Ленинградской Военно-воздушной инженерной академии для подготовки инженеров по эксплуатации, специальному оборудованию и аэродромному строительству количество переменного состава было доведено до 2000 человек.

Срок обучения в обеих академиях устанавливался 3 года.

Масштабы подготовки авиационных специалистов с каждым годом увеличивались, особенно перед войной (см.таблицы 1 и 2). [89]

Подготовка рядовых летчиков и техников накануне войны была развернута во многих военных школах и училищах. Для подготовки и переподготовки среднего звена начальствующего состава ВВС перед войной существовали Ленинградские, Липецкие и Полтавские курсы усовершенствования. В конце 1940 г. и начале 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли ряд постановлений, которые предусматривали увеличение количества авиационных кадров, сокращение сроков и улучшение качества их подготовки. Вместо добровольного набора через комитеты комсомола рекомендовалось военно-учебные заведения комплектовать молодежью, отвечающей требованиям службы в авиации, из очередных призывов.

Важный вклад в дело пропаганды авиационных знаний, привития у советского народа любви к летной профессии внес Осоавиахим СССР. Он заново создал и развил до гигантских размеров сеть летных учебных заведений. Если в 1928 г. было две авиашколы, то к 1939 г. к ним добавилось 194 аэроклуба, в которых первоначальное летное обучение прошли более 92 тыс. юношей и девушек.

Нарком обороны СССР 3 марта 1941 г. ввел новую систему подготовки летно-технических кадров. С этого времени подготовка летного состава должна была проводиться в учебных заведениях 3-х типов: школах первоначального обучения, школах военных пилотов и военных авиационных училищах командиров-летчиков.

Штурманский состав должен был готовиться в учебных заведениях 2-х типов: школах стрелков-бомбардиров и военном авиационном училище для подготовки штурманов. [90]

Для всех типов школ устанавливались сроки обучения для мирного и военного времени. В училищах в мирнее время планировалось обучать 2 года, а в военное — 1 год; в школах пилотов соответственно 9 и 6 месяцев; школах стрелков-бомбардиров — 12 месяцев и в школах первоначального обучения — 4 и 3 месяца{120}.

К 1 июня 1941 г. формировались Краснодарское объединенное военное авиационное училище для подготовки командиров-летчиков бомбардировочной авиации и командиров-штурманов ближнебомбардировочной авиации (2000 чел. переменного состава), Конотопское военное авиационное училище для подготовки командиров-летчиков истребительной авиации (1000 чел.) и 30 авиационных школ первоначального обучения (500 чел. переменного состава в каждой школе).

На формирование первых десяти школ первоначального обучения приказом Наркома обороны СССР № 0126 от 22 марта 1941 г. передавалось 14 аэроклубов{121}.

Тем не менее учебные заведения ВВС не справлялись полностью с задачей подготовки кадров. В строевых авиационных частях в июне 1941 г. некомплект пилотов составлял 8,8%; штурманов — 4,6% инженерно-технического состава — 15,0%.

Для новых авиационных формирований не хватало около 10 тыс. человек с высшим образованием. Поэт-ому на руководящие должности во вновь создаваемые части и соединения назначались офицеры и генералы со средним образованием.

В оперативной и боевой подготовке ВВС накануне войны имели место существенные недочеты. Прежде всего, не отрабатывались действия авиации по срыву и отражению внезапного нападения противника, хотя такая угроза существовала, а также по нанесению ответных массированных ударов. На проводимых военных играх противник часто брался условный, далеко не соответствующий его действительному состоянию.

Летный состав бомбардировочной авиации не интенсивно обучался полетам по маршрутам на дальние расстояния и выполнению боевых задач ночью и в сложных метеоусловиях. Средний годовой налет на летчика БА составлял 68 часов.

Групповой воздушный бой истребителей с участием 2 — 3 эскадрилий практиковался только в некоторых полках. Высший пилотаж был ограничен. С декабря 1940 г. высший пилотаж на самолетах И-16, И-153 ограничивался на 80%{122}. Боязнь летных происшествий и излишняя осторожность приводили к тому, что много времени и внимания уделялось наземной подготовке в ущерб летной работе, индивидуальной технике пилотирования и групповой слетанности. [91]

Подводя итоги боевой подготовки ВВС за зимний период обучения 1941 г., Народный комиссар обороны СССР в своей директиве от 17 мая № 34677сс отмечал{123}:

Боевая подготовка ВВС КА проходила неудовлетворительно. Низкие показатели в боевой подготовке авиачастей Красной Армии сопровождались чрезвычайно большим количеством катастроф и аварий ... Основные недостатки боевой подготовки за зимний период: переучивание летного состава на новые типы самолетов проводилось медленными темпами; эксплуатация новой материальной части летно-техническим составом освоена слабо; тренировки в пикировании на самолетах СБ и АР-2 проводились неинтенсивно; обучение бомбометанию с пикирования на самолетах Пе-2 и АР-2 не проводилось; летный состав боевому применению — бомбометанию, воздушной стрельбе, высотным и маршрутным полетам обучался совершенно неудовлетворительно; самостоятельный выпуск на боевых самолетах молодого летного состава недопустимо затянулся и не был закончен к концу зимнего периода; подготовка летного состава к слепым и ночным полетам во всех частях ВВС КА была развернута слабо. Слепой налет составил 5,2% к общему налету, ночной — 4,6% ..."

Все эти недочеты объяснялись рядом причин. С одной стороны, вследствие необоснованных репрессий, связанных с культом личности, наши ВВС понесли тяжелый ущерб в опытных одаренных кадрах руководящего состава. На место репрессированных, а также на командные должности во вновь формируемые авиационные соединения и части были выдвинуты молодые генералы и офицеры, не имевшие опыта оперативной и боевой подготовки. Например, среди командующих ВВС округов, командиров соединений, полков и эскадрилий было 46,5% авиаторов, которые работали в этих должностях до шести месяцев, 21,2% — до одного года, 21,6% — до двух лет и лишь 10,7% —более двух лет{124}.

В 1940 г. в донесении начальника Главного управления ВВС КА Наркому обороны отмечалось:

"Командные кадры ВВС в массе своей молодые, с недостаточной теоретической подготовкой ... В своем большинстве это вчерашние летчики{125}."

С другой стороны, в условиях перевооружения на новую авиационную технику все внимание летного и технического состава было нацелено на освоение только что поступивших самолетов: изучалась матчасть, отрабатывались способы боевых действий. Однако из-за нехватки новых самолетов план переучивания летного состава был выполнен к 22 июня 1941 г. только на 33%. На новых истребителях и бомбардировщиках были отработаны лишь аэродромные полеты. [92]

Кроме того, выпускники авиационных училищ 1940 г. (а они составляли 25% всего летного состава ВВС) только приступили к отработке упражнений курса летной подготовки.

Следует также отметить, что боевая подготовка в этот период усложнялась поспешным назначением на руководящие должности молодых, неподготовленных командиров. Накануне войны на высшие должности в ВВС КА были назначены: генерал-лейтенант авиации Рычагов П.В. — начальником Главного управления ВВС КА, генерал-майор авиации Копец И.И. — командующим ВВС ЗапОВО, генерал-лейтенант авиации Кравченко Г.П. — командующим ВВС ПрибОВО и т.д.

Будучи отличными летчиками, хорошими командирами авиационных подразделений, они оказались неподготовленными руководителями на занимаемых ими высоких постах.

Характерно, что перед войной очень часто менялось руководство ВВС КА. Так, за три предвоенных года начальники Главного управления ВВС сменялись пять раз. На этой должности последовательно были: Я.И. Алкснис, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, П.В. Рычагов, П.Ф. Жигарев.

Что же касается начальников штаба ВВС, то они менялись еще чаще, чем начальники Главного управления ВВС КА.

Такая практика с назначением и перестановкой руководящих кадров приводила к тому, что нарушалась преемственность руководства Военно-воздушными силами Красной Армии, а у руководящих работников в связи с частыми перемещениями создавалась неуверенность в работе. Они вынуждены были работать с оглядкой, не проявляли должной инициативы, и это также наносило ущерб делу боевой подготовки и готовности наших ВВС к войне.

Выводы

1. Проводимые в предвоенные годы большие мероприятия по увеличению масштабов подготовки авиационных кадров были запоздалыми, а качество подготовки летного состава в полной мере не отвечало требованиям, предъявляемым службой в боевой авиации.

2. Объективное, всестороннее и глубокое изучение опыта работы с кадрами в предвоенные годы и в период войны, критическая оценка допущенных ошибок, упущений и просчетов, а также глубокое изучение характера будущей войны поможет командирам, политическим и кадровым органам лучше понять и успешнее решать задачи по работе с кадрами, стоящие перед ВВС в современных условиях. [93]


Дальше