СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Генерал-майор авиации Ульянов Г.В.
Организация связи и радиотехнического обеспечения боевых действий авиационных соединений и частей в предвоенный период (январь — 21 июня 1941 г.) и в первые месяцы Великой Отечественной войны (22 июня — сентябрь 1941 г.)

Обеспечение управления развертыванием советских ВВС в январе — июне 1941 г.

Создание самостоятельной системы связи Военно-воздушных сил Красной Армии было заложено Постановлением Совета труда и обороны при Совете Народных Комиссаров от 11 мая 1936 г. № ОК-113/СС и возлагалось на Народный комиссариат обороны и Народный комиссариат связи Союза ССР.

В результате выполнения Постановления в интересах организации управления Военно-воздушными силами к 1 января 1941 г. были построены Центральный узел связи ВВС Красной Армии, 8 радио- и 6 телеграфно-телефонных окружных стационарных узлов, 7 радио- и 44 телеграфно-телефонных гарнизонных узлов, а также образованы или выделены 82 телеграфно-телефонные связи{126}.

К началу 1941 г. связь штаба ВВС Красной Армии с управлениями ВВС округов и авиационных корпусов РГК и далее с авиационными дивизиями и полками была организована через стационарные окружные и гарнизонные узлы связи по проводам, выделенным из системы Народного комиссариата связи и построенным силами и средствами ВВС. При этом существующая система связи совершенно не обеспечивала связь взаимодействия между авиационными частями приграничной полосы как внутри округа, так и соседних округов. Кроме того, истребительная авиация приграничной полосы не была [94]] обеспечена проводами для непосредственного оповещения от передовых постов ВНОС и погранзастав{127}.

Из-за снятия фондов на строительство связи ВВС по плану 1940 г. около 500 оперативных аэродромов к началу 1941 г. не имели проводной связи. Фонды и кредиты, отпущенные ВВС на 1941 г., удовлетворяли потребность ВВС в линейном строительстве на 18 — 20%{128}.

Общая заявка ВВС военных округов по линейному строительству, строительству радио- и телеграфно-телефонных узлов на 1941 г. (схема 6) была утверждена Генеральным штабом в размере 6 млн. 628,7 тыс. руб., что составило приблизительно 5,37% от заявленной суммы{129}.

Особенно тяжелое положение со связью с оперативными аэродромами и посадочными площадками создалось в полках, базирующихся в приграничной полосе ЗапОВО, КОВО и ПрибОВО, из-за очень плохого развития системы проводной связи Народного комиссариата связи (целый ряд оперативных аэродромов находился в 25-30 км от предприятий НКС). Кроме того, соединения и части ВВС, дислоцировавшиеся в западных областях этих округов, совершенно не имели внутригарнизонной телефонной связи, караульной и пожарной сигнализации. Это отражалось на оперативности управления и руководства частями и подразделениями{130}.

По мнению командования ВВС КА, существующая система проводной связи могла быть использована только в начальный период войны, и то не полностью. В дальнейшем основными средствами для организации управления должны были явиться подвижные средства связи и особенно радиосвязи.

При существовавшей на начало 1941 г. организационной структуре подвижные средства связи с началом военных действий должны были иметь: авиационный полк — роту связи при авиабазе для организации связи в аэроузле из трех аэродромов при удалении их от штаба полка до 15 — 20 км; авиационная дивизия — роту связи для обеспечения управления четырьмя авиаполками при удалении их от штаба дивизии до 30 — 40 км.

Штабы ВВС приграничных военных округов и армий своих подвижных средств не имели и с выходом авиационных частей и соединений на оперативные аэродромы управление ими не обеспечивалось. Части и соединения нуждались в условии войсковыми средствами связи еще в мирное время. В дивизиях отсутствовали средства связи с взаимодействующими соединениями и объединениями, а в истребительных полках радиосредства и личный состав для постов непосредственного оповещения о воздушном противнике{131}. [95]] Радиосвязь с частями использовалась мало или не использовалась вообще. Причиной для этого были главным образом радиобоязнь командиров и неумение пользоваться документами СУВ. К началу войны подавляющая часть летного состава практических, навыков и опыта в использовании средств земного обеспечения самолетовождения не имела и с большим недоверием относилась к использованию этих средств в боевых условиях. Все использование средств ЗОС сводилось к обеспечению выхода на свои аэродромы{132}.

Укомплектованность рот связи авиаполков и дивизий основным имуществом связи и особенно радиосвязи (схема 2) была очень низкой. Незначительный неприкосновенный запас и развертывание частей связи по штатам военного времени еще больше снижали процент укомплектованности{133}.

Обеспеченность самолетного парка радиостанциями РСИ-3 и РСИ-4 (схема 7) была явно недостаточной.

В своем докладе начальнику ГУ ВВС КА командуюший ВВС ЗапОВО 20 мая 1941 г. отмечал исключительно плохое обеспечение табельным имуществом рот связи. В составе ВВС округа имелось 8 полков и даже управление сад, где не было ни одной наземной радиостанции (при наличии от 70% до 100% самолетных раций), в силу чего обучение летчиков-истребителей, стрелков-радистов и штурманов овладению радиосвязью в воздухе было невозможным{134}.

Основной парк аэродромного оборудования для управления самолетами в воздухе и авиачастями на земле состоял из старых типов радиостанций, не удовлетворявших по диапазону, мощности, стабильности частоты, дальности связи и низкой проходимости транспортной базы по полевым дорогам.

Запланированные ВВС на 1940 г. поставки радиостанций нового типа промышленностью были сорваны. Потребность ВВС при укомплектовании только до норм табельной численности мирного времени (без замены старого парка) на 1.01.41 г. составляла 530 радиостанций{135}. Укомплектованность частей связи ВВС начсоставом (схема 7), средними и младшими специалистами была низкой. Особенно большая нехватка была в телеграфных механиках, телеграфистах, электромеханиках, начальниках радиостанций, начальниках приемных узлов, радистах. В докладе командующего ВВС ЗапОВО от 20.5.41г. отмечалось, что в своем преобладающем большинстве командиры рот связи авиабаз и командиры взводов подготовлены на шестимесячных краткосрочных курсах младших лейтенантов в 1940 г. из числа запаса младших командиров, не имевших, по существу, ни практики [96]] командования и воспитания, ни методики и организации обучения, ни личных знаний дела связи. Младшего начсостава и бойцов-связистов 2-го и более года службы в ротах связк ВВС ЗапОВО имелось лишь 20%, остальные — осеннего призыва 1940 г., которые только приступили к практической отработке вопросов связи{136}.

Анализ боевой подготовки частей связи ВВС в этот период дан в директиве НГШ КА № 1/166540 от 1 апреля 1941 г, после проверки войск связи ВВС ЗакВО, ЗапОВО и ОдВО. В ней указывалось, что подготовка по связи частей ВВС явно неудовлетворительна: планирование и организация боевой подготовки единой системы не имеют; много учебного времени расходуется на различного рода наряды и хозработы; слабые знания и навыки личного состава в организации и обеспечении связи.

В этой директиве генерал армии Жуков Г.К. указал, что срыв боевой готовности по связи в войсках ВВС в мирное время приведет к парализации управления в военное время{137}.

Краткие выводы:

В предвоенный период отделом связи штаба Главного управления ВВС КА, отделами связи штабов ВВС военных округов была начата большая работа по организации связи ВВС, хотя малочисленность, этих отделов очевидна (9 и 3 человека соответственно). Это сказывалось и на качестве отработки документов и принимаемых решений, и на обеспечении контроля за их выполнением.

На качественном решении вопросов обеспечения управления развертыванием ВВС сказались нехватка средств при подготовке территории страны в связном отношении, что зачастую не учитывалось командованием при. принятии решений на дислокацию соединений и частей, их штабов и пунктов управления, слабая обеспеченность войск имуществом связи из-за срыва поставок промышленностью, подготовленными специалистами, учебной базой.

Недостаточная натренированность командования и штабов в обеспечении управления авиачастями по радио и недооценка этого средства связи со стороны должностных лиц привели к радиобоязни и неумению личного состава пользоваться документами СУВ.

Обеспечение управления боевыми действиями ВВС в первые месяцы Великой Отечественной войны (22 июня — сентябрь 1941 г.)

С первых же дней Великой Отечественной войны штабы Военно-воздушных сил столкнулись с большими трудностями в управлении войсками, которые немедленно проявились при выходе штабов ВВС [102]] фронтов на командные пункты. Причиной создавшегося положения явилось, прежде всего, отсутствие в ряде ВВС фронтов оборудованных связью КП и готовых еще в мирное время подразделений связи. Даже узел штаба ГУ ВВС КА, имея штат военного времени, в течение 2 — 3 недель не мог произвести через военкоматы г. Москвы укомплектование нужными специалистами и этим вопросом вынужден был заниматься один из членов Военного Совета.

В первые месяцы войны не было должной организации со стороны Наркомата связи в предоставлении проводов для связи с ВВС фронтов и отдельных направлений. На местах действующие провода центральных связей очень часто забирались штабами и частями действующей армии. При нарушениях проводной связи радиосвязь использовалась слабо. Радиосвязь при выполнении экипажами боевых вылетов не использовалась на всех фронтах. Наблюдалось нарушение СУВ штабами всех уровней, начиная со штабов частей и соединений и кончая штабом ВВС КА.

Очень ограниченный штат отдела связи штаба не позволял охватить все вопросы боевой деятельности войск связи (не изучались даже материалы сводок). Только в конце третьего месяца войны, после расширения отдела, началось частичное изучение опыта войны и распространение его во фронтах{138}.

Существовавшие в мирное время роты связи авиадивизий незадолго до войны были расформированы и вместо них созданы роты связи авиационных баз, но и последние были быстро ликвидированы, не успев развернуть свою работу. Существовавшие в начале войны роты связи при батальонах аэродромного обслуживания могли обеспечить связь только внутри полков, а будучи разбитыми и растерявшими имущество связи, были не в состоянии обеспечить полки даже внутренней связью, не говоря уже о каком-либо выделении средств связи в распоряжение штаба дивизии. Таким образом, в первые месяцы войны сложилось тяжелое положение, в ВВС КА не оказалось никакой организованной единицы связи, которая могла бы обеспечить штабу дивизии управление подчиненными частями{139}.

Снабжение ВВС аэродромными радиостанциями находилось в ведении Главного управления связи Красной Армии, в то время как снабжением самолетными радиостанциями занималось Главное управление ВВС КА. Двойственная система снабжения привела к тому, что самолетный парк был почти на 100% оснащен радиостанциями, а штабы авиационных частей и соединений действующей армии, и особенно формируемых, имели очень большой некомплект аэродромных радиостанций. Это затрудняло обеспечение непрерывной и надежной радиосвязи с самолетами и штабами, особенно при их частом перемещении. Радиостанция РАФ являлась основным средством для [103]] связи штабов полков и дивизий с самолетами при ведении боевых действий, но на протяжении первых трех месяцев войны части ВВС КА ими не снабжались. В октябре 1941 г. имели место отучай, когда некоторые штабы ВВС армий не имели ни одной радиостанции{141}. В докладе начальника штаба ВВС Западного фронта от 29.7.41 г. отмечалось, что с наличием существующего имущества в ротах связи (схема 8) обеспечить связью авиационные части к соединения совершенно невозможно. Резервов средств связи не было и маневрировать было нечем{142}. В ВВС ЗакВО (по докладу начальника связи в июле 1941 г.) батальоны и роты связи небоеспособны, выполнять боевые задачи не могут, так как не имеют самого минимального количества средств связи (схема 8). Учить людей не на чем. Для связи с частями ВВС, находящимися на оперативных аэродромах, предоставляются постоянные провода, но включать в эти провода нечего, нет аппаратуры. По сообщению начальника войск связи ЗакВО, в ближайшие 20 — 30 дней имущество поступать в округ не будет. Положение с комплектованием частей связя ВВС специалистами связи, как видно из этого же доклада, тоже тяжелое. Развертывание частей по штатам военного времени производилось за счет приписного состава. Причем, в большинстве своем, этот состав не был обучен, ничего общего со связью не имел, очень многие не служили в армии, велик процент не владеющих русским языком, т.е. люди, непригодные к использованию в частях связи{143}.

До 1.6.41 г. ВВС своих училищ связи не имели, командный состав для частей связи готовился в училищах войск связи. С 1.6. 41 г. ВВС было передано Харьковское военное училище связи, но из него перед передачей был произведен выпуск курсантов 2-го курса (до 75% обшего состава курсантов). Ближайший выпуск командиров кз этого училища для ВВС мог быть произведен не ранее 1.10.41 года.

Младший командный и рядовой состав специалистов готовился в ротах связи авиабаз, а для пополнения вновь формируемых частей специалисты готовились распоряжением командующих округами при наземных частях связи. С убытием частей на фронт подготовка специалистов прекратилась и ВВС не имели баз для пополнения как действующей армии, так и новых формирований. Пополнение шло за счет специалистов связи, подготовленных в училищах связи и запасных полках связи округов.

Потребность в специалистах связи для пополнения частей ВВС действующей армии на этот период представлена на схеме 8{144}. [104]]

Основные недостатки, выявившиеся в организации связи в ходе первых месяцев войны, наличие которых пагубно отразилось на обеспечении управления войсками, отмечены в директиве заместителя Народного комиссара обороны СССР И. Пересыпкина от 5 августа 1941 г. В ней указывалось на совершенно неудовлетворительное использование и недооценку радиосвязи как наиболее надежной формы связи и основного средства управления войсками; отсутствие заботы у многих начальников связи о создании мощных подвижных средств связи, являющихся одними из важнейших средств связи в условиях маневренной войны; полное невнимание, а в некоторых ВВС фронтов и армий — преступно-халатное отношение к органам полевой почты; отсутствие заботы у многих начальников связи об установлении и поддержании бесперебойной связи с соседями и высшими штабами; запущенность или полное отсутствие учета, а также неудовлетворительное сохранение и сбережение имущества связи, крайне неудовлетворительное обеспечение непрерывности связи при перемещении штабов{145}.

Выводы:

Учитывая главное требование к надежности управления, что готовность системы связи должна упреждать готовность пунктов управления, необходимо, чтобы система связи мирного времени в основном отвечала потребностям военного времени.

Для успешного развертывания системы ПУ необходимо иметь достаточный подвижный резерв сил и средств связи и развитую стационарную защищенную систему связи.

В обеспечении средствами связи самолетов (вертолетов) и наземных ПУ не должно быть разрыва, так как это приводит к накоплению техники, которую нельзя использовать и которая висит, как балласт, особенно наземная.

Для своевременного и качественного планирования обеспечения управления необходима своевременная информация об изменениях в оперативной обстановке от оперативного управления (отдела) и других управлений (отделов и служб).

Управление частями связи должно быть централизованным.

В условиях войны нужны тщательная отработка документов СУВ еще в мирное время и неустанное обучение личного состава штабов и ПУ управлению войсками с их применением.

Актуальность выводов, сделанных из анализа обстановки по связи в предвоенный период и в первые месяцы Великой Отечественной войны, очевидна и для современного этапа развития системы и войск связи и РТО ВВС.


Дальше