СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Генерал-полковник авиации Горяинов А.С.
Развитие вузов и подготовка кадров для ВВС в начале Великой Отечественной войны

Советские Военно-воздушные силы сыграли важную роль в достижении Победы в Великой Отечественной войне. В тесном взаимодействии с сухопутными войсками, Военно-Морским Флотом, войсками ПВО и самостоятельно они успешно громили врага в воздухе, на суше и море, оказывая существенное влияние на ход и исход вооруженной борьбы. Во многом успех боевых действий ВВС определялся их кадровым составом, особенно в начальный период войны, когда осуществлялось превращение страны в единый военный лагерь, когда Красная Армия несла колоссальные потери. Успех подготовки авиационных кадров в этот период во многом определялся обоснованно введенной в предвоенное время системой их подготовки. Непосредственно на подготовку командных, политических, летных и инженерно-технических кадров для ВВС в предвоенный период были задействованы 111 учебных заведений, в том числе: академий — 3, курсов усовершенствования — 2, высших школ штурманов — 2, военных авиационных училищ — 4, школ пилотов-истребителей — 21, школ пилотов-бомбардировщиков — 22, школ стрелков-бомбардиров — 12, школ первоначального обучения — 29, школ авиационных механиков — 13, школ связи — 1, технических училищ — 1, училищ связи — 1.

Подготовка авиационных кадров велась на самолетах По-2, Р-5, Р-зет, Ути-4, И-15, И-16, СБ, ТБ-3. Все летные авиаучилища имели в своем составе основную учебную единицу — эскадрилью, которая подразделялась на 2 отряда. Из всех авиашкол, занимавшихся подготовкой летного состава, 50% являлись сложившимися учебными заведениями, с развитой учебно-материальной базой, подготовленным летным и преподавательским составом. Остальные авиашколы были сформированы в период 1937 — 1941 годов. В целом к началу войны сложилась следующая система подготовки авиационных кадров:

— школы первоначального обучения — 4 — 6 месяцев, налет — 30 ч.);

— школы пилотов — 9 месяцев, налет истребителей — 24 часа, бомбардировщиков — на Р-5 — 16 час, на СБ — 20 час (всего 36 ч); [113]

— авиационные училища — 1 — 2 года, налет на учебных и боевых самолетах — 150 час;

— военно-технические училища — 2 года;

— школы механиков всех специальностей — 1 год{158}.

При подготовке летчиков четко просматривалась трехступенчатая система подготовки, при которой в школах первоначального обучения курсанты учились пилотировать учебный самолет, в школах пилотов осваивался боевой самолет того или иного рода авиации, а в военных авиационных училищах готовились командиры звеньев и эскадрилий.

Возможности системы подготовки авиационных кадров позволяли осуществить в 1941 г. выпуск 32 500 пилотов, 15 375 стрелков-бомбардиров и 4 785 человек технического состава, в том числе: пилотов-истребителей — 17 600 человек; пилотов-бомбардировщиков —14 900 человек; авиамехаииков по самолетам и моторам — 2745 человек; авиамехаников по вооружению — 1175 человек; механиков спецслужб — 865 человек.

Фактически за 1941 г. к началу войны было подготовлено 6 090 пилотов (пилотов-истребителей — 3 117 чел., или 18%; пилотов-бомбардировшиков 2 973 чел., или 20%); стрелков-бомбардиров - 4 901 чел., или 31%. Выполнение плана подготовки технических кадров на 22.6.41 г. составило 101-102%{159}.

С началом Великой Отечественной войны (ее начальный период) в целом была сохранена сложившаяся система подготовки авиационных кадров. Вместе с тем, вследствие занятия врагом части территории, ВУЗы ВВС из западных районов были вынуждены перебазироваться в восточные, часть из них была слита с другими ВУЗами. Кроме того, часть школ была расформирована и передана на формирование запасных авиаполков и авиаполков, вооруженных самолетами По-2 (школ пилотов-истребителей — 2, пилотов-бомбардировщиков — 3, школ первоначального обучения — 15). Всего было расформировано, передано на укомплектование запасных авиаполков и слито с другими школами 6 школ пилотов-истребителей, 11 школ пилотов-бомбардировшиков, 15 школ первоначального обучения, 3 школы стрелков-бомбардиров{160}.

С началом войны были расформированы также курсы усовершенствования технического офицерского состава, офицеры получили назначение в строевые части. Технические ВУЗы полностью переводились на подготовку авиамехаников. Кроме этого, через 1,5 месяца войны, директивой заместителя Наркома обороны СССР от 5.8.41 г. было принято решение расширить штаты существовавших школ авиамехаников на 10 000 человек и дополнительно сформировать к 1.1.42 г. 15 новых школ авиамехаников со штатной численностью 25 000 человек{161}. [114]

Расширение штатов существовавших школ было выполнено, численность переменного состава в технических ВУЗах увеличилась до 33 450 человек. 15 новых школ авиамехаников, не закончив процесс формирования, решением заместителя Наркома обороны СССР в декабре 1941 г. были все расформированы{162}.

Были изменения в подготовке кадров и в академиях. В Военно-воздушной академии (ныне имени Ю.А. Гагарина) с началом войны слушатели старших курсов были досрочно выпущены и направлены в действующую армию. На фронт была откомандирована и часть офицеров постоянного состава. На базе учебного авиаполка были сформированы две бомбардировочные и две истребительные эскадрильи. В течение одного месяца на фронт было откомандировано более 750 человек, из них 620 слушателей{163}.

К августу 1941 г. академия перебазировалась в г.Чкалов (Оренбург) и приступила к подготовке слушателей по сокращенным программам. Срок обучения на основных факультетах был установлен до 1 г., на курсах усовершенствования — до 4 месяцев.

Учебный полк ВВА стал одним из центров переучивания летного состава. Только за период с 1 июля по 30 декабря 1941 г. в нем переучилось 525 летчиков всех родов авиации.

В целях обеспечения ускоренной подготовки инженеров для авиационных частей, Военно-инженерную академию начали укомплектовывать студентами старших курсов высших учебных заведений. Вся учебная работа академии перестроилась в соответствии с задачами военного времени. Уже в июле 1941г. академия произвела два выпуска слушателей, дав фронту более 500 инженеров.

Всего за вторую половину 1941 г. по мере продвижения противника в глубь нашей территории из западных прифронтовых районов было перебазировано 38 авиашкол, в том числе: истребительных — 12; бомбардировочных — 10; первоначального обучения — 10; стрелков-бомбардиров — 6.

На это перебазирование в общей сложности было затрачено 800 дней{164}.

В этот же период (1941 — начало 1942 г.) на базе личного состава и материальной части летных школ было сформировано 140 авиаполков. За 1941 — 1942 гг. из школ убыло в действующую армию 8366 человек личного состава, для формирования полков в школах и для других частей было изъято 2349 самолетов{165}. Вот некоторые примеры: в ноябре 1941 г. в Качинской школе пилотов был сформирован 627 иап. В период 1941 — 1943 гг. этим полком было сбито и уничтожено 90 самолетов противника; на базе Борисоглебской школы [115] сформировано 5 полков и одна авиаэскадрилья; Батайской школой пилотов сформировано два авиаполка и одна авиаэскадрилья, в действующую армию убыло 478 человек, из них 225 человек летного состава. До эвакуации Батайская школа пилотов несла круглосуточное дежурство по обороне аэродромов, города и железнодорожного моста через реку Дон{166}.

Уход в 1941 г. значительной части наиболее подготовленного летного, преподавательского и технического состава в действующую армию затруднил в этот период выполнение планов подготовки авиационных кадров. Вчерашний курсант без методического и летного опыта становился инструктором или преподавателем, что сказывалось на качестве подготовки выпускников. Низкое качественное состояние учебно-материальной базы ВУЗов на новых местах дислокации затрудняло, а иногда совершенно срывало процесс их подготовки. Кроме того, на школы одновременно возлагались задачи по переучиванию полков, обслуживанию перелетающих авиачастей и отдельных самолетов, патрулирование в системе ПВО.

Необходимость ускоренной подготовки кадров ВВС для фронта, а то же время недостаток самолетов и нерегулярное снабжение школ ГСМ с первых же дней войны потребовали перевести и все школы летчиков ВВС на новую поточную систему обучения. Планирование выпусков при такой системе обучения производилось ежемесячно, в зависимости от количества отпущенного горючего и наличия материальной части. Средний срок прохождения летной программы определялся в 45-50 летных дней. Поточная система на период войны себя полностью оправдала как по срокам подготовки, так и по числу выпускаемых летчиков.

Применялась также и система выборочного обучения, когда в первую очередь готовились наиболее способные курсанты. Срок обучения для них сокращался, особенно форсировалась наземная подготовка.

Если говорить о трудностях и недостатках в работе ВУЗов ВВС в начальном периоде войны, то следует остановиться на ослаблении в этот период методической работы с летным и особенно молодым инструкторским составом, несоответствии части переменного состава цепям и задачам обучения. В высшие офицерские школы и авиаучилища из частей и школ направлялись, как правило, менее подготовленные офицеры, в которых на прежнем месте службы были менее заинтересованы. Это снижало качество подготовки курсантов, в то же время требовало дополнительного времени по доведению прибывающего постоянного состава до уровня требований программ.

Увлечение ВУЗов поточным методом подготовки и неиспользование возможностей форсирования обучения курсантов со средней успеваемостью привело впоследствии к накоплению в школах большого количества курсантов приема 1941 — 1943 годов. В целом организация подготовки авиационных кадров в годы войны позволяла успешно решать задачу укомплектования частей ВВС Красной Армии. [116]

На 1 января 1942 г. в системе ВУЗов ВВС имелось 51 военное учебное заведение (47 летных школ, 2 авиаучилища летчиков-командиров, курсы усовершенствования, авиаучилище штабных командиров){167}.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны ВУЗам была поставлена задача готовить авиационные кадры на новых типах самолетов ЛаГГ-3, Як-1, Пе-2, Ил-2. Постановлением ГКО от 7 февраля 1942 г. 4 школы пилотов, а приказом НКО от 17 февраля 1942 г. еще 5 школ были переведены на подготовку курсантов на новой авиационной технике. Несколько позже еше 6 школ перевооружены на новые самолеты. Одновременно с переходом на обучение на новой материальной части, расформированием, изменением профиля подготовки продолжалось перебазирование школ. В тыл страны в течение года перебазировалось 15 авиашкол.

Несмотря на крайне трудные условия работы, авиационные школы с задачей подготовки переменного состава в основном справились. Строевые части ВВС в срок и в достаточном количестве пополнялись вполне подготовленными специалистами, которые своими ратными делами снискали Военно-воздушным силам неувядаемую славу, приблизили час Великой Победы. [117]


Дальше