СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Генерал-майор авиации Кулешов С.Н.
Состояние, организация подготовки и накопление мобилизационных ресурсов личного состава для ВВС в предвоенный период. Подача их в объединения ВВС в первые месяцы Великой Отечественной войны (22 июня — сентябрь 1941 г.)

В основу работы по подготовке и накоплению мобилизационных ресурсов личного состава в 1938 — 1940 гг. брались расчеты по обеспеченности мобилизационного развертывания Военно-воздушных сил, формирований и восполнения потерь первого года войны. Состояние обеспеченности Военно-воздушных сил мобилизационными ресурсами на 10 апреля 1938 г. показано в таблице 1.

При расчетах потребности в мобилизационных ресурсах для восполнения потерь личного состава за год войны учитывалось, что потери летного состава составят 250%, а инженерно-технического состава — 50%. Из таблицы видно, что мобилизационная потребность [127] ВВС обеспечивалась личным составом запаса только из 9%. В том числе: летчиками на 6%, штурманами на 9%, инженерами на 10% и техническим составом на 13%. В данных расчетах не учтены досрочные выпуски по училищам с началом боевых действий, а также завышены нормативы потерь личного состава в первый год войны.

Следует подчеркнуть, что летчики, штурманы и инженерно-технический состав запаса по уровню подготовки не в полной мере отвечали предъявляемым к ним требованиям и нуждались в специальной подготовке в течение 2 — 3 месяцев.

Основными источниками накопления летного и инженерно-технического состава являлись авиационные клубы Осоавиахима СССР. По состоянию на 1 января 1940 г. в стране было 205 клубов, в том числе летных — 191 и технических — 14. Дислокация аэроклубов позволяла накапливать авиационные кадры запаса во всех основных регионах страны, в том числе в республиках Закавказья, Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. В данных регионах находились 40 аэроклубов (20% от общего количества){182}. Общая емкость аэроклубов позволяла готовить значительное количество летного и технического состава. Так, например, контрольным заданием на 1940 г. предусматривалось подготовить 43 405 чел., в том числе: пилотов (кандидатов в школы ВВС) — 15158 чел.; пилотов запаса — 18000 чел.; инструкторов-пилотов — 5247 чел.; авиационных механиков — 5000 чел.{183}. Однако, из-за неукомплектованности аэроклубов авиационной техникой, ограниченного количества материально-технических средств, большого отчисления курсантов по состоянию здоровья и неуспеваемости выпускалось около 60% от первоначального приема, т.е. около 24000 — 26000 человек. Так, например в 1939 г. в аэроклубах обучалось 24300 чел. Из них закончили обучение и сдали экзамены 19400 чел. 12000 чел. из числа закончивших (62%) было направлено на укомплектование школ ВВС и 7400 чел. было направлено в запас (38%). Выпускники технических клубов направлялись на комплектование технических училищ ВВС. В училища отбирались, как правило, наиболее молодые, здоровые и перспективные пилоты и авиационные механики, а в запасе оставались недостаточно подготовленные пилоты и авиационные механики, имеющие ограничения по здоровью. Поэтому естественная убыль пилотов запаса доходила до 25 — 30%, что не позволяло накапливать в запасе летный состав в достаточном количестве. К тому же образование 7 — 8 кл. большинства из них не соответствовало требованиям прохождения службы в частях ВВС. Все это создавало большие трудности по комплектованию частей летным составом запаса.

В 1939 г. в отчете Главного управления ВВС КА в Генеральный штаб указывалось, что существующая система комплектования летных ВУЗов Красной Армии не обеспечивает подготовку [128] необходимого количества ресурсов летного состава для военного времени. Подготовка контингента в аэроклубах Осоавиахима СССР в течение четырех последних лет не отвечает всем требованиям приема в летные ВУЗы ВВС по возрасту, образованию и состоянию здоровья. Контрольные задания аэроклубы не выполняют и на укомплектование ВУЗов направляются пилоты и авиационные механики с пониженными требованиями. В военное время с переходом на ускоренную подготовку летного состава для комплектования летных ВУЗов потребуется около 80000 пилотов, прошедших первоначальное обучение в аэроклубах{184}. В связи с этим в целях улучшения работы аэроклубов 14 марта 1940 г. Народный Комиссар обороны СССР издал приказ № 037, в котором отмечалось:

"... п.6. Лиц, окончивших аэроклубы, направлять на укомплектование летных училищ и школ ВВС. Лица, не принятые в эти училища и школы по несоответствию, подлежат призыву в Красную Армию на общих основаниях. Лица, оказавшиеся в излишке при укомплектовании летных училищ и школ, военкоматам брать на особый учет и при призыве направлять только в части ВВС.

... п.8. Центральному Совету Осоавиахима СССР совместно с представителями летных училищ и школ в месячный срок проверить обучающихся в аэроклубах, отчислить всех лиц, не отвечающих требованиям приема в летные училища и школы ВВС.

... п.9. Для руководства и наблюдения за работой аэроклубов в летных ВУЗах ВВС создать специальные отделения по работе в аэроклубах, а при управлении ВУЗов Главного управления ВВС — инспекцию по аэроклубам Осоавиахима СССР".

Для улучшения качества подготовки личного состава запаса авиационных специальностей ежегодно с ними проводились учебные сборы, на которые привлекалось около 10000 — 15000 чел., в том числе 800 — 1200 летчиков и штурманов. Сборы с отрывом от производства проводились в течение 45 суток, как правило, в период с мая по октябрь (всего 4 потока). Однако сборовая подготовка проводилась с большими недостатками: летный состав во время сборов летной практики не проходил; планирование учебных сборов осуществлялось без учета фактического наличия личного состава запаса, что приводило к срывам сборов; сборовая подготовка проводилась в период отпусков и проведения сельскохозяйственных работ; сборы проводились на устаревшей материальной части. Все эти недостатки понижали качество проведения сборов. Годовой план сборовой подготовки выполнялся, как правило, на 65 — 70%.

Отсутствие ресурсов в военных округах (особенно в европейской части СССР) обусловливалось и тем, что в сентябре 1939 г. в армию под легендой "Больших учебных сборов" (БУС-39) было призвано около 7200 чел., из которых около 1000 чел. инженерно-технического состава, 200 чел. — летного состава. В апреле 1940 г. [129] часть личного состава была возвращена в народное хозяйство, а личный состав строительных специальностей оставался на сборах до сентября 1940 г. В целом личный состав в период этих сборов получил хорошую теоретическую и практическую подготовку по занимаемым должностям. Однако в результате проведения "БУС-39" было вскрыто одно из существенных упущений в мобилизационной готовности частей и учреждений ВВС. Часть вольнонаемных авиационных специалистов авиационных мастерских, баз, училищ, складов была призвана военкоматами и направлена в Красную Армию, что сказалось на работе этих организаций. Поэтому директивой № 489386сс от 25 июня 1940 г. в целях обеспечения бесперебойной работы в военное время вышеперечисленных организаций Генеральный штаб устанавливал порядок укомплектования вольнонаемными, а также их бронирование в мирное время в частях и учреждениях ВВС Красной Армии.

Одним из источников мобилизационных ресурсов (особенно летного состава) являлся Гражданский воздушный флот. Директивой Генерального штаба № моб/1/542276сс от 7 мая 1941 г. все пилоты ГВФ на военное время распределялись между ВВС Красной Армии (50%) и ГВФ. На общий учет для ВВС ставились пилоты, способные летать на боевых самолетах и отвечающие всем требованиям летной службы в ВВС. Часть пилотов ГВФ (около 150 — 200 ч.) привлекались в ВВС на учебные сборы с прохождением летной практики в резервных авиационных полках. В целях улучшения сборовой подготовки директивой Генерального штаба № моб/4/548О65сс от 10 февраля 1941 г. командирам воинских частей и военным комиссариатам предписывалась разработка перспективных годовых планов подготовки приписного состава. Несмотря на принятые меры по увеличению в запасе личного состава авиационных специальностей, в 1940 г. существенного роста их численности не произошло. Так, например, на сентябрь 1940 г. в запасе находилось всего 29783 ч. летного и инженерно-технического состава, что обеспечивало мобилизационную потребность ВВС только на 19%{185}.

Бурное развитие авиации в 1938 — 1941 гг. вызвало необходимость пересмотра мобилизационного плана развертывания ВВС. В директиве Главного управления ВВС Красной Армии № 16458сс от 19 февраля 1941 г. были изложены основные требования по разработке мобплана "МП-41", которые заключались в следующем: командиры авиационных полков отвечают за состояние мобилизационной готовности авиабазы, обслуживающей данный полк; авиационная база разворачивается двумя эшелонами; в первый эшелон авиабазы включалось все необходимое для обеспечения работы авиационного полка на новом аэродроме базирования. Во второй эшелон включался личный состав и материальные средства для приема пополнения; авиационные [130] школы и резервные авиационные полки в военное время оставались в штатах мирного времени и переходили на сокращенную программу обучения. Школы младших авиационных специалистов также оставались в штатах мирного времени и переходили к сокращенным срокам обучения — 3 месяца; в мобилизационном плане управлению дивизии необходимо было предусмотреть контроль за мобилизационным развертыванием частей и подразделений дивизии; летный и технический состав резервных авиазвеньев на военное время оставались в своих частях и составляли резерв командира полка.

Первоначально ввод в действие "МП-41" намечался на 15 апреля 1941 г., но затем срок был перенесен на 10 июля 1941 г. В целом основные документы плана "МП-41" были разработаны.

На вторые сутки после начала боевых действий в стране была объявлена открытая мобилизация в военных округах европейской части СССР и на Дальнем Востоке. В целом части ВВС отмобилизовались в установленные планом сроки, за исключением частей и соединений ВВС западных приграничных военных округов, где из-за активных действий авиации противника отмобилизование частей было практически сорвано.

В материалах архива какие-либо сведения и документы по ходу отмобилизования частей ВВС в период с 22 июня по 1 октября 1941г. не обнаружены. Из отрывочных сведений по отмобилизованию войск можно сделать следующие выводы: личный состав, приписанный из других военных округов, к месту отмобилизования частей не прибыл; предусмотренные мобпланом формирования отдельных эскадрилий из отдельных разведывательных полков (из одного рап формировались четыре ораэ) не были выполнены. В результате разведывательные полки ВВС западных приграничных военных округов в первые дни войны бездействовали; практически весь личный состав запаса авиационных специальностей был призван военкоматами и направлен в сухопутные войска, в результате чего в ссободных ресурсах числилось всего 2501 чел., из них пилотов — 132 человека{186}.

Опыт мобилизационного развертывания в предвоенный период и в начале Великой Отечественной войны убедительно показал необходимость заблаговременного осуществления тщательных и глубоко обоснованных расчетов мобилизационных потребностей личного состава. В современных условиях значение выполнения этих мероприятий возросло еще в большей степени. [131]


Дальше