СодержаниеПроект "Военная литература"Военная история


Полковник Первов А.Г.
Некоторые вопросы создания и применения авиационных Резервов Главного Командования накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны

Ленинский вывод о том, что без резервов современную войну вести нельзя, являлся основополагающим в предвоенный период для советской военной науки. Теория советского военного искусства исходила из неизбежности длительной войны. Она считала, что напряженный и бескомпромиссный характер будущей войны будет связан с огромными материальными и людскими потерями. Поэтому проблема непрерывного питания действующей армии резервами всех видов, проблема их подготовки, восстановления, накопления и использования в ходе войны считалась одной из главных функций Главного командования.

Правильно оценивая всевозрастающую роль ВВС в вооруженной борьбе, Коммунистическая партия и Советское правительство прилагали большие усилия по укреплению авиационно-промышленной базы СССР, расширению сети военно-учебных заведений и увеличению формирований авиационных соединений и частей. Решение этих проблем позволило создать еще в мирное время определенное количество авиационных резервов, подготовить предпосылки для восполнения и накопления их в ходе войны.

По предвоенным взглядам, авиационным резервом Главного командования являлись соединения и части ВВС внутренних военных округов. На случай войны их предполагалось использовать для наращивания усилий ВВС действующих фронтов. В отдельных случаях допускалась возможность наращивания мощи ударов ВВС фронтов действующей армии за счет дальнебомбардировочной авиации Главного командования. Вполне естественным являлось то обстоятельство, что при развязывании войны против СССР на Западе и благоприятной обстановке на Дальнем Востоке в качестве резерва авиации могли использоваться авиационные соединения и части ВВС Дальневосточного фронта и Забайкальского военного округа. [132]

Количество авиационных соединений и частей, имевшихся в ВВС внутренних военных округов, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, в ВВС западных военных округов, а также их удельный вес в составе советской фронтовой авиации на 22 июня 1941 г., приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что авиационный резерв Главного командования (ВВС внутренних военных округов) составлял на 22 июня 1941г. 16 авиационных дивизий, в том числе 7 истребительных, 4 бомбардировочных и 5 смешанных. Кроме того, в резерве Главного командования имелись 3 резервные авиационные бригады и 3 отдельных авиационных полка.

Естественно, возникает вопрос: большим или незначительным был авиационный резерв Главного командования? Ответ на этот вопрос можно дать, если сравнить величину резерва с боевым составом фронтовой авиации ВВС Красной Армии в целом и с составом авиационной группировки, созданной на территории западных военных округов, а также с количеством авиационных соединений и частей ВВС Дальневосточного фронта и Забайкальского военного округа. [133]

Удельный вес авиационных дивизий резерва Главного командования в боевом составе фронтовой авиации составлял 27%, отдельных авиационных полков — 19% и резервных авиационных бригад — 60%. В среднем на долю авиационного резерва Главного командования приходилась четвертая часть всех сил фронтовой авиации. По сравнению с боевым составом ВВС западных военных округов авиационный резерв Главного командования был примерно в два раза меньшим: во внутренних округах имелось 16 авиационных дивизий и 3 отдельных полка, в западных военных округах — 33 авиационные дивизии и 7 отдельных полков.

Следовательно, Главное командование создало в предвоенные годы достаточно большой резерв авиации и имело возможность в предвидении боевых действий или с их началом существенно усиливать боевую мощь ВВС фронтов действующей армии на Западе и на Дальнем Востоке. В особенности это касается возможностей для наращивания боевой мощи фронтовой группы авиации, т.е. оперативной авиации. Так, в ВВС западных военных округов количество бомбардировочных авиационных дивизий могло увеличиться за счет резерва Главного командования с 5 до 9, а истребительных — с 9 до 16, т.е. в обоих случаях — почти в два раза (см.таблицу 1).

Несколько ниже были возможности Главного командования по наращиванию усилий армейской авиации. Если в ВВС западных военных округов имелось 19 смешанных авиадивизий, то в резерве Главного командования — только 5.

По предвоенным взглядам, предполагалось также создавать в ходе военных действий новые авиационные соединения и части и использовать их для наращивания авиационных группировок фронтов и создания новых авиационных группировок на важнейших направлениях военных действий. Считалась также возможной переброска в ВВС действующих фронтов подразделений, экипажей, членов экипажей и боевой техники "россыпью" для восполнения потерь.

Боевые действия в Великой Отечественной войне советские ВВС начали, как и в целом Вооруженные Силы, в чрезвычайно сложных условиях. Вследствие ряда причин (внезапность нападения, недостаточная боевая готовность и другие) они понесли уже в первые дни войны значительные потери. Только 22 июня 1941 г. потери ВВС Прибалтийского, Западного, Киевского особых и Одесского военных округов составили около 21% их начального боевого состава.

В последующие дни противник, имея на вооружении авиационных частей и соединений более совершенные самолеты, продолжал наращивать удары по нашей авиации. Уже к 10 июля 1941 г. численность самолетного парка советской фронтовой авиации действующей армии сократилась до 2516 самолетов, или в 2,8 раза по сравнению с 21 июня 1941 г., а к 1 октября 1941 г. — до 1716{189}. В ВВС [134] действовавших фронтов на 10 июля 1941 г. осталось 70% авиадивизий, сформированных в мирное время, а к 1 августа 1941 г. — 54%. Во фронтах осталось ограниченное количество самолетов. В составе ВВС Северо-Западного фронта, например, на 1 августа 1941 г. было всего 36, Западного — 136, Центрального — 105 исправных самолетов.

Для завоевания господства в воздухе, утраченного в первые дни войны, эффективной поддержки войск и решительного перелома вооруженной борьбы в нашу пользу требовалось немедленное восполнение потерь ВВС действовавших фронтов, усиление авиационных группировок на важнейших стратегических и операционных направлениях. Для фронта нужны были крупные авиационные резервы.

Восполнение потерь и усиление ВВС фронтов осуществлялось в первые месяцы войны тремя способами: во-первых, для совместных действий с ВВС фронтов по уничтожению наступавших войск противника, привлекались авиационные соединения ДБА ГК; во-вторых, усиление ВВС фронтов осуществлялось за счет авиационных соединений и частей, сформированных в мирное время во внутренних военных округах, на Дальнем Востоке и в Забайкалье, а также за счет вновь сформированных авиасоединений, частей, подразделений и отдельных экипажей; в-третьих, создавались и использовались специальные авиационные соединения РВГК.

ДБА ГК, по нашим предвоенным взглядам, имела основным предназначением подрыв военно-экономической мощи противника действиями по объектам его глубокого тыла. Такие действия предполагалось осуществлять вне тактической и оперативной связи с наземными войсками, в интересах войны в целом. Однако уже в первые дни Главное командование было вынуждено использовать ДБА ГК для усиления фронтовой авиации, перенацелив ее на поддержку войск фронтов.

Анализ распределения самолето-вылетов ДБА ГК по выполнявшимся задачам в период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. показывает, что 74% всех самолето-вылетов были затрачены на уничтожение войск и техники противника на поле боя и лишь 16,5% — на выполнение таких задач, как нарушение работы железнодорожных коммуникаций, уничтожение авиации на аэродромах, действия по объектам глубокого тыла противника.

При крайне незначительном восполнении потерь самолетный парк ДБА ГК уже к 30 июля сократился в шесть с лишним раз. Так, если на 22 июня 1941 г. в ДБА ГК насчитывалось 1339 исправных самолетов, то на 1 ноября их осталось всего 171{190}. Таким образом, силы ДБА ГК, как средства для наращивания усилий ВВС фронтов, были израсходованы. [135]

Основным резервом для усиления и пополнения ВВС фронтов являлись соединения и части ВВС Закавказского, Забайкальского и внутренних военных округов, а также Дальневосточного фронта. Количество авиационных дивизий, отправленных в действующую армию военными округами и недействующим Дальневосточным фронтом, показано в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, в ходе летне-осенней кампании 1941г. (22 июня — 1 декабря 1941 г.) была отправлена на фронт военными округами и Дальневосточным фронтом 21 авиадивизия, сформированная в мирное время. Это составляло 81% авиадивизий, имевшихся на 22 июня 1941 г. во внутренних военных округах и на Дальнем Востоке. На фронт были отправлены все отдельные авиационные полки, сформированные до войны.

Наиболее интенсивно использовались формирования мирного времени для усиления и пополнения ВВС фронтов в первые, наиболее тяжелые для наших ВВС дни войны. Уже до 10 июля было отправлено на фронт 14 авиадивизий, или 54% имевшихся во внутренних округах, в Забайкалье и на Дальнем Востоке к началу войны. При этом из Московского, Приволжского, Орловского и Харьковского военных округов было взято 10 авиадивизий из 12, или 84% начального боевого состава ВВС этих округов.

Формирования мирного времени, сравнительно хорошо подготовленные, сколоченные и укомплектованные, были израсходованы практически в первые два с половиной месяца войны. На 1 сентября во внутренних военных округах осталось всего 12% авиадивизий и 27% авиаполков от начального количества. При этом в составе ВВС Приволжского, Орловского, Харьковского и Северо-Кавказского военных округов не осталось ни одной дивизии, сформированной в мирное время.

Наряду с формированиями мирного времени, из военных округов и Дальневосточного фронта в ВВС действующей армии отправлялись вновь сформированные авиадивизии и полки, или переформированные и переученные на новой материальной части после отвода в тыл. Всего на фронт было отправлено 30 таких авиадивизий: в июне — 4, в августе — 3, в сентябре — 8, в октябре — 4, в ноябре — 11 (см. таблицу 2). Запасными авиаполками в 1941 г. было подготовлено и отправлено на укомплектование авиадивизий и на фронт 353 маршевых авиационных полка, 48 авиационных эскадрилий и звеньев{192}.

Здесь важно отметить, что качественное состояние вновь сформированных авиационных дивизий и полков было невысоким. Недостаток самолетов, большая потребность действующих фронтов в авиационных резервах часто вынуждали наше командование направлять авиасоединения и части на фронт не полностью укомплектованными и недостаточно сколоченными, что значительно снижало время участия их в боевых действиях.

"При проведении отдельных операций, писал начальник Управления формирования и боевой подготовки ВВС [137] Красной Армии генерал А.Никитин, — приходилось ... собирать отдельные группы летчиков, самолетов и брать на учет даже отдельные экипажи, вооруженные современной материальной частью... Авиаполки, еще не окончившие подготовку, назначались тому или иному фронту{193}".

Сформированные в таких условиях авиадивизии и полки не обладали высокими боевыми возможностями.

Всего на усиление ВВС фронтов была передана до 1 декабря 1941 г. из военных округов и Дальневосточного фронта 51 авиадивизия. Это в 2 раза больше, чем имелось авиационных дивизий в ВВС этих объединений к 22 июня 1941 г. и в 1,5 раза больше, чем находилось авиадивизий в ВВС западных военных округов до начала войны.

Авиационные дивизии, поступившие из военных округов и Дальневосточного фронта на усиление ВВС действующих фронтов, исключались из списков резервных соединений и в дальнейшем не использовались Ставкой ВГК для создания авиационных группировок на других направлениях. Они вели боевые действия по плану ВВС этого фронта до полного израсходования самолетов и вывода на переформирование. Значительная часть авиадивизий военных округов и Дальневосточного фронта отправлялись в действующую армию отдельными авиачастями для пополнения ВВС нескольких фронтов.

Именно эти два обстоятельства и привели к тому, что Ставка ВГК осталась через первые два с половиной месяца войны без авиационного резерва, которым бы она могла маневрировать не только и не столько из тыла к фронту, а главным образом между фронтами. Сложная обстановка на фронтах войны, крайне ограниченные возможности по созданию новых авиационных формирований и другие факторы обусловили необходимость поиска новых способов применения авиационных резервов ВГК. Обстановка потребовала создания специальных авиационных соединений ВГК. В качестве таковых использовались в 1941 г. резервные авиационные группы РВГК. С августа по октябрь было создано шесть таких групп. Все они были смешанного состава: 1 — 2 бомбардировочных, 1 — 2 штурмовых и 2 — 4 истребительных авиационных полков. На самолетный парк группы составлял от 80 до 160 боевых самолетов{194}.

Резервные авиационные группы являлись средством Верховного Главнокомандования и по его указаниям направлялись на тот или иной фронт в оперативное подчинение командующего ВВС фронта, как правило, только на время проведения той или иной операции. Они поступали на усиление ВВС тех фронтов, которые действовали на направлениях главных ударов войск противника для решения важнейших задач и, прежде всего, для разгрома танковых группировок. [138]

Так, например, 1 РАГ РВГК была направлена 27 августа 1941г. на Брянский фронт для участия в воздушной операции по разгрому 2-й танковой группы противника в районе Стародуб, Шостка, Почеп{195}. По этой же танковой группе с 10 по 15 сентября наносила удары 4 РАГ РВГК в районе Глухов, Севск{196}, а с 2 по 6 октября - 6 РАГ РВГК в районе Мценска, когда танковая группа развивала наступление на тульском направлении{197}.

По тому времени, резервные авиагруппы РВГК представляли собой довольно крупные силы. Укомплектовывались они самолетами только новых типов. Их передача в состав фронта значительно усиливала его ВВС. Например, на 1 сентября 1941 г. самолетный парк ВВС Ленинградского фронта составлял 241, Брянского фронта — 120 исправных самолетов. После того, как их командующим были оперативно подчинены резервные авиагруппы, самолетный парк ВВС этих фронтов увеличился соответственно на 76 и 117%.

Удельный вес самолетов, находившихся в резервных авиагруппах на 1 сентября 1941 г., составлял 21%, а на 1 октября — 19% от всего самолетного парка действующих ВВС Красной Армии.

Резервные авиационные группы РВГК сыграли в тех условиях обстановки положительную роль, которая сводилась к следующему.

Во-первых, Советское Верховное Главнокомандование получило первый опыт создания и использования специальных авиационных соединений РВГК. Они явились исходным пунктом на сложном пути изыскания наиболее целесообразной оргструктуры авиационных соединений РВГК.

Во-вторых, с созданием резервных авиагрупп был сделан крупный шаг к раскрепощению ВВС, их выходу из пространственных ограничительных рамок, в которых они оказались вследствие несовершенства организационной структуры объединений фронтовой авиации, подчиненности соединений и объединений фронтовой авиации, объединениям сухопутных войск, а также по причине больших потерь советской авиации. Они расширили возможности ВВС Красной Армии по осуществлению межфронтового маневра.

В-третьих, резервные авиагруппы РВГК, получавшие на укомплектование своих частей самолеты только новых типов и более подготовленный летный и командно-начальствующий состав, имели сравнительно высокие боевые возможности и существенно повышали ударную мошь ВВС фронтов, поступая на их усиление. [139]

* * *

Таким образом, вопросы создания и применения авиационных резервов Главного командования решались в Советских Вооруженных Силах теоретически и практически еще в межвоенные годы. К началу Великой Отечественной войны была определена организационная форма авиационного резерва. Резервов было сформировано достаточно большое количество и имелась база для их увеличения с началом войны.

Великая Отечественная война и, прежде всего, ее начальный период убедительно подтвердили правильность постановки и практического решения в предвоенные годы многих вопросов создания авиационного резерва. Самого пристального внимания в этом опыте заслуживает создание и поддержание в боеготовом состоянии до начала войны в ВВС внутренних военных округов 16-ти авиационных дивизий. Именно они использовались в начальном периоде войны для наращивания усилий ВВС фронтов на важнейших направлениях.

К сожалению, вследствие крайне низкой боеготовности ВВС приграничных военных округов, столь большого количества резервных авиационных дивизий оказалось недостаточно для завоевания советскими ВВС в начальном периоде войны господства в воздухе и эффективной поддержки войск, отражавших вторжение противника. Потребовались формирование новых авиационных дивизий и полков и переброска их на главные направления наступления противника.

Опыт использования авиационных дивизий ВВС внутренних военных округов в начальный период войны показал нецелесообразность их непосредственного подчинения командующим ВВС фронтов. Подобная практика привела к тому, что Ставка ВГК оставалась без своего резерва авиации. Это потребовало создания и применения специальных авиационных соединений РВГК — резервных авиационных групп РВГК. В отличие от авиадивизий ВВС внутренних военных округов они не передавались в состав ВВС фронтов, а лишь оперативно подчинялись их командующим на время проведения операции.

Накопленный советским командованием в предвоенные годы и в начале Великой Отечественной войны опыт создания и применения авиационных резервов Главного командования не утратил своего значения. Он должен тщательно изучаться и учитываться в боевой, оперативной и мобилизационной подготовке ВВС в современных уcловиях. [140]


Дальше