Основные тактико-технические данные авиационных пулеметов и пушек, состоявших на вооружении советских самолетов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. {1}

Наименование пулемета или пушки

Год выпуска

Калибр, мм

Начальная скорость, м/с

Темп стрельбы, выстр./мин.

Вес оружия, кг

Длина оружия, мм

Вес снаряда

ПВ-1, пулемет вздушный, синхронный 1927 7,62 825 750 14,5   9,6 г
ДА, конструкции Дегтярева, авиационный {2} 1927 7,62 825 600 8,75   9,6 г
ШКАС, конструкции Шпитального-Комарицкого, авиационный скорострельный: турельный 1932 7,62 820 1800 10,5 1061 9,6-10,2 г
крыльевой 1935 7,62 820 1800 9,8 1061 9,6-10,2 г
синхронный 1937 7,62 850 1500 11,1 1061 9,6-10,2 г
УБ, универсальный, конструкции Березина{3} 1939 12,7 840-860 800-1000 21,4 1400 47-49 г
ШВАК, авиационная пушка конструкции Шпитального-Владимирова: крыльевая 1938 20 800+/-10 700-800 38 1679 96 г
турельная 1939 20 800+/-10 700-800 39 1679 96 г
мотор-пушка 1940 20 815 700-800 56,6 2074 96 г
Б-20, авиационная пушка конструкции Березина 1945 20 782-795 678-718 22,9 2035 96 г
          1590 - турельная
ВЯ, авиационная пушка конструкции Волкова-Ярцева 1941 23 900+/-10 550-650 66,0 2145 196-201 г
НС-23, авиационная пушка конструкции Нудельмана-Суранова 1944 23 667-687 509-571 36,6 1985-2085 196-201 г
НС-37 (ОКБ-16), авиационная пушка конструкции Нудельмана-Суранова 1942 37 880-900 250 моторн. 147 3400 735 г
        крыльевая 150  
НС-3711-П, авиационная пушка конструкции Нудельмана-Суранова 1942 37 880 280-300 119,6 3290 711-761 г
С-10/С-20, бикалиберная авиациооная пушка Прошла государственные испытания в 1944 г. 57 853-864 95 366,8 4405 2117-2185 г
45 1080-1079 96 359,2 4220 1211-1215 г
Р-57/45, бикалиберная авиациооная пушка Прошла государственные испытания в 1944 г. 57 709-717 134 322 4225 2363-2489 г
45 984-1000 146 315 3655 1207-1214 г

{1} Библиотека ИАС ВВС, инв.№ 2986. Библиотека УиРИО ГШ ВВС, инв.№ 3706. Библиотека УВУЗ ВВС, инв.№ 3341
{2} На турельных установках применялся в спаренном виде и обозначался ДА-2
{3} Устанваливался как крыльевой (БК), синхронный (БС) и турельный (БТ)